5 вопросов дочери на ночь

Еще 25 статей на тему: Лайфхаки для родителей: Мама.ру раздает советы

12 лайфхаков для работающих родителей маленьких детей 18 лайфхаков от врача-педиатра: как кормить детей 10 лайфхаков для мам на все случаи жизни Как отучить перебивать: лайфхак от матери шестерых Как научить ребенка пользоваться горшком Умный родитель: 10 способов сэкономить После роддома: 11 лайфхаков для молодых родителей 10 полезных советов родителям первоклассника 8 подсказок для работающих мам Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов Как не срываться на ребенка: 7 советов 10 родительских лайфхаков, проверенных на себе Что делать, если ребенок с утра не хочет идти в сад или школу? Как правильно носить ребенка на руках Что подарить человеку, у которого все есть? Идеальный сюрприз ПОЧЕМУ РИСОВАНИЕ РАССЛАБЛЯЕТ, НО ТОЛЬКО НЕ НАС 5 приложений, которые сэкономят мамам время и деньги Каникулы, которые запомнятся надолго Тестируем зубные щетки Oral-B В финансисты я пойду, пусть меня научат… Наш семейный магазин – «Галамарт»! Домашний лазарет или конвейерные простудные заболевания у детей Грипп в межсезонье: 5 шагов для защиты ребенка Приход весны без гриппа и ОРВИ Что делать, если ребенка ужалила оса (и чего делать нельзя)

5 вопросов дочери на ночь

Вера Писаренко практикует особый способ общаться с дочерью по вечерам. Возможно, вы сможете что-то почерпнуть для своих вечерних ритуалов с детьми? Ну, или просто расширить кругозор

Итак, пять вопросов на ночь: 4 из них – рефлексия, 1 – моделирование будущего. Зачем? Ну, кроме развития речи, мышления, эмоционального интеллекта и диагностики состояния внутреннего мира ребенка, просто для радости общения и душевной близости в сопереживании.

Моя дочь в свои 3 года и 4 месяца вообще любит делиться впечатлениями, беседовать и размышлять вслух. Уже не помню, в какой книге я впервые встретила идею трех вопросов на ночь – было это еще во времена беременности Софьей.

Теперь у нас с Софьей не три, а пять вопросов. Три ей мало – требует еще, а больше пяти не выдержу я – спать хочется. Ибо ритуал укладывания у нас и так длинный (и я его очень люблю проводить!).

Укладываю младшую с одного боку, старшая располагается с другого, и начинаем:
🔹 Почитать выбранную старшей дочкой книгу (и не коротенькую вовсе! Минут на 40, и то с боем за продолжение!).
🔹 Рассказать одну длинную сказку без книжки в темноте. Сказку или тему сказки Софья выбирает сама, а я уже аранжирую ее так, чтобы она была в духе прочитанного перед ней. То есть, по сути, про то же самое – про любовь или дружбу, про сложности, схожие или те же чувства. В общем, сказка будет продолжением темы прочитанного.
🔹 5 волшебных вопросов.
🔹 Колыбельная в мамином исполнении.

Я готова выделять на такой длинный ритуал время, потому что считаю это важным. В течение дня мы можем быть все заняты разными делами, но вечером должно быть время единения.

Это время, когда я передаю ей важные алгоритмы действий в сложных для нее ситуациях через сказки, когда моя дочь раскрывает мне свои секреты и переживания, делится со мной важным для нее. А я сопереживаю и слушаю. А потом выражаю свою любовь и словами, и колыбельной, отправляя ее в сон, спокойной и счастливой. Это важно.

А вот и сами вопросы:

1. Что тебя сегодня больше всего порадовало?

2. Что тебя сегодня больше всего огорчило?

После любого из этих вопросов я могу спросить еще: «Почему?»

Особенно если я не знаю ответа сама, либо не знаю, осознает ли причины моя дочь. И да, она имеет право ответить как угодно! Важно, что прежде чем ответить, она подумает о том, что вызывает ее чувства.

А оттуда уже недалеко до тем – можно ли влиять на собственные чувства, можно ли передавать свои чувства другим людям, можно ли вызывать в себе и других светлые созидательные чувства и как, а разрушительные? А от каких твоих действий с чувствами жизнь – и твоя, и всех вокруг – станет лучше?

Но до этих граней еще надо дойти. Когда это произойдет, я не знаю. Моя задача в путь пригласить. Если пойдет, то быть в пути надежной (не осуждающей, не давящей, не назидательствующей, а любящей напарницей-исследователем, готовой к открытиям, включая собственные!

Нет, я ей не учитель и даже не проводник. Я вопросозадаватель. А еще, теплоподдержкудаватель.

Пора переходить к следующему вопросу:

3. Какое открытие ты сегодня сделала?

(Или – что нового ты сегодня узнала? Или чему новому ты сегодня научилась?)

Дочь любит рассказывать о достижениях и открытиях. А кто не любит?! Заодно этот вопрос транслирует мысль о том, что каждый день можно делать открытия, узнавать новое или новому чему-то научиться! Вообще, осознавать свои действия и их результаты – полезная штука в жизни. Согласны?

Следующий вопрос:

4. Какое чудо ты сегодня обнаружила?

Это наше «Воспитание чудом». Сначала мы показывали дочке вокруг чудеса. Потом научили ее их видеть. Потом она начала их сама искать и находить. А потом еще и создавать. Поэтому для нее этот вопрос важен и нужен. Потому что он про счастье! И про любовь к этому удивительно интересному, загадочному и волшебному миру.
Мы хотим, чтобы эта любовь в дочке окрепла, стала сильной, мощной. Настолько, чтобы беречь ее в минуты невзгод и трудных испытаний.

И последний вопрос:

5. Каким ты хочешь создать твой завтрашний день?

Или – весну/лето/осень/новый год/жизнь? Да-да! Это я спрашиваю у трехлетней девочки! И она мечтает! Она учится моделировать свою жизнь! Понимаете, это не планирование и не фантазирование! И даже не просто мечтание. Это моделирование будущего!

Она его сама лепит своими мыслями и чувствами. Она может изменять, совершенствовать свою модель, рассматривать варианты и выбирать лучшие. Может размышлять, а что ей нужно для воплощения? Что сделать, чему научиться? Какова зона ее влияния? Кто еще и насколько включен в ее мечты-модели будущего? И дальше вопросы все глубже.

Нет, она не сразу все это разглядит и охватит. Этого и не нужно. Она будет моделировать в своем темпе и стиле, свойственном ее стадии развития (и это я не про нормы возрастной психологии). Это важно. Ведь еще есть секрет к этому вопросу!

Это дневное – «Мама, мечта сбылась! Ура! Получилось!». А потом беседа – как получилось-то? И почему ПОКА НЕ получилось другое? Может, в модели недодумка? Или действий каких-то не хватает?

А помоделировав будущее, легко уходить в него. В сон. Засыпать в мечту приятно. Особенно под мамину колыбельную про любовь и мечту! А просыпаться, чтобы мечты созидать – еще приятнее.

Такое вот у нас воспитание! Удивила?

И да, то, что у нас получается, не значит, что так же будет и у вас! Ибо у каждого своя ПРЕДЫСТОРИЯ! Тут каждому надо искать свой путь! И наш ведь не с этих вопросов начинался. Но все же – с вопросов.

И это отдельная длинная история. Подойдет ли наш опыт вам? Не попробуете – не узнаете! Если сама идея не нравится – и пробовать не стоит. Если нравится – дайте и мне знать! Это вдохновляет описывать наш опыт дальше!

Поделиться
Класс

Воспитание

Выбор редакции

В Финляндии мамы на выписку из роддома получают коробку от государства. Что это такое? Рассказываем
"Бывшие мальчики". Пермская гимназия сделала проходной балл для девочек выше, чем для мальчиков
Ученые говорят, что женщины с детьми — лучшие работники по сравнению с остальными
В Интернете появилась реклама цыганского лагеря. Вы должны это видеть!
5 простых блюд для малышей от 1 года
Аллергия и ОРВИ – как Полиоксидоний может помочь справиться с весенним обострением
Как договориться с бабушкой: советы психотерапевта
Как развивать мышление двухлеток через вопросы