Еще 9 статей на тему: Детские наказания: что можно и нельзя родителям

Можно ли шлепать ребенка? Частые ситуации: ответы на важные вопросы родителей Можно ли бить детей ремнем? Виды наказания детей Наказание порождает ложь Как воспитывать детей без наказания? Можно ли наказывать ребенка? Телесные наказания детей Наказать: за что, как и зачем

Еще 11 статей на тему: Подростковые проблемы: как справиться и чем помочь?

Почему ребенок ругается матом? Что делать, если ребенок курит? Заставлять или нет? Как подросток перестает рассказывать о своей жизни Вне зоны доступа Подросток на улице 28 особенностей переходного возраста Подросткам не меньше, чем малышам, нужны родители «Ты неправильно его воспитываешь!» Мамы делятся опытом: как быть, если ребенок сквернословит Трудный возраст: 13 книг о взрослении

Еще 7 статей на тему: Правила безопасности в интернете: чему научить ребенка

Дети в Интернете: скрытые угрозы Техника безопасности для ребенка. Часть вторая 5 способов подружить ребенка с интернетом Гаджеты для детей: за и против Интернет для детей: безопасность — главное Какие фотографии нельзя выкладывать в интернет Как обезопасить ребенка в интернете: советы родителям

«В моей смерти прошу никого не винить»

За 17 дней февраля покончили с собой 15 подростков. В четверг стало известно сразу о четырех новых случаях суицида.

Тема подростковых самоубийств последнее время звучит и обсуждается в разных группах и сообществах: среди обеспокоенных родителей, самих подростков, встревоженных учителей, детских психологов. По уровню подростковых суицидов Россия лидирует.

Почему сложилась такая ситуация? Об этом читателям Мамы.ру рассказали психологи центра поддержки растущего поколения “Перекресток” Анна Балаева и Ольга Штинова.

В режиме он-лайн

Люди меньше времени проводят друг с другом, находя замещающее общение в Интернете. Социальные сети ограничивают возможности подростка получить опыт по-настоящему близких отношений, в которых можно черпать поддержку. Легко найти друзей и легко от них отказаться, занеся в черный список, не нужно вкладывать энергию в развитие отношений. Контакты становятся поверхностными, что удобно в ситуации благополучия, и крайне нежелательно в ситуации, когда нужна помощь. В момент, когда, наконец, хочется, чтобы кто-то не просто «лайкнул» твой статус в знак поддержки, а побыл с тобой, поговорил по душам, этого «кого-то» не оказывается рядом. Привычный формат отношений этого не подразумевает. Подростку часто не к кому обратиться за поддержкой.

Политика порицания

Для многих людей наказание видится единственным способом решения конфликтных ситуаций. Причиной нескольких суицидов стало то, что подростки боялись порицания за прогулы, обвинений и преследований со стороны окружающих. К сожалению, в образовательных учреждениях преобладают карательные способы решения конфликтов. В школах и колледжах складывается небезопасная для ребенка атмосфера. Постоянное оценивание и порицание порождает тревогу. В дополнение к этому, в классных коллективах неизбежны конфликты, которые зачастую решаются с помощью давления на учеников, что также поддерживает карательный способ взаимодействия. Вместо попыток решить проблему в диалоге и обсуждении без поиска крайнего, находится виновный и наказывается. Так же и подростки, совершая самоубийство, «наказывают» окружающих.

Завышенные требования

Подросток часто делает совсем не то, что от него ждут. Взрослым кажется, что он катится в пропасть, если закурил, начал прогуливать или попробовал наркотики. Они забывают, что сами в этом возрасте хотели чего-то запретного, забывают, что все эксцессы поведения с возрастом выравниваются. Высокий уровень тревоги у родителей приводят к тому, что они становятся не способны к диалогу и пониманию и разрушают контакт с подростком. На ребенка часто “вешаются” ярлык, обрушивается шквал обвинений, что вызывает чувство вины и ощущение собственной «плохости».

Жестокость в семье

Зачастую родители бывают слишком жестоки к детям потому, что это довольно безопасный способ сбросить собственное напряжение. В отличие от маленького ребенка, подросток может сравнить свою ситуацию и ситуацию в других, более благополучных семьях. Он уже может усомниться в том, что родители правы, но не может избежать этой ситуации в силу своей зависимости от них. Наступает момент отчаяния.

Потребность в помощи

Рост подростковых самоубийств – это еще один аргумент против тех, кто защищал семью от вмешательства специалистов. Похоже, без них пока никак. Нельзя лишать школы психологов. А сами психологи не должны закрывать глаза на неблагополучие незаметных девочек и мальчиков, которые, вроде, никому не мешают. Именно дети, которые не склонны к внешнему выражению агрессии, наиболее подвержены риску суицида.

Что делать?

Пожалуй, самое главное – стараться сохранять контакт с ребенком, верить в него, говорить с ним о том, что происходит, стараться помочь, не бояться рассказывать ему о своих трудностях и путях их решения. В сложных ситуациях не стоит отказываться от обращения к специалистам.

Очень помогла бы в профилактике суицидов открытость школ и колледжей к взаимодействию с помогающими организациями, их готовность рассказывать о своих сложностях. Это нормально, что в школе есть конфликты. Нормально, что их решают, привлекая сторонние организации. Школы в свою очередь не должны быть заложниками рейтингов. Иногда сокрытие проблем похоже на ситуацию, когда больной человек пытается выглядеть хорошо с помощью косметических средств в то время как его внутренние органы глубоко повреждены.

В жизненном опыте многих людей были ситуации, когда не хотелось жить. И большинство из нас эти ситуации преодолели. Нет уникального средства предотвращения суицида, нет прививки «для жизни». Всем помогают разные способы. Рядом с кем-то оказался человек, которому можно «выплеснуть» все напряжение, кому-то помог разговор, кто-то узнал о существовании похожих проблем у других и поверил в возможность позитивного развития ситуации. Важно не закрывать глаза на эту проблему.

— Сейчас этой теме в СМИ уделяется большое внимание. И есть идея, что активное обсуждение провоцирует других подростков на такие же действия. Мы не придерживаемся позиции, что надо ограничивать информацию. Есть соблазн в сложной ситуации найти виновного (СМИ, плохие учителя, непонимающие родители и так далее). Этот подход к решению проблемы тупиковый, потому что остальные участники ситуации (а это мы все) снимают с себя ответственность за происходящее. И это снижает шансы на позитивные изменения. Необходимо всем качественно делать свою работу: журналистам — обрабатывать и обдуманно представлять информацию, учителям — вести образовательный процесс и поддерживать контакт с ребятами, психологам — профессионально помогать обратившимся людям, полиции — следить за порядком и соблюдением законности действий.
_________________________________________
В Центре «Перекресток» проходят:
— семейные и индивидуальные психологические консультации;
— психологические группы для подросткогв и тематические тренинги;
— «Родительский клуб» для неравнодушных родителей (бесплатный для всех желающих);
— программы по заглаживанию вреда и семейные конференции.
Все услуги для жителей и учащихся ЦАО г. Москвы бесплатны.
Бесплатный клуб для подростков
(независимо от места проживания и обучения) с творческими мастерскими для ребят открыт каждую среду и пятницу с 16.00 до 20.00.
Информация на сайте или по телефону: (495) 609-17-72

________________________________________

Анна Балаева и Ольга Штинова, психологи центра “Перекресток”

Поделиться
Класс

Подростковые проблемы

Выбор редакции

10 примеров лжи, которую родители считают допустимой, — а зря
«Мам! Мне скучно!»: 4 комикса, которые поймет каждый родитель
Мамы спорят и советуют: как научить малыша засыпать и крепко спать?
Все свое ношу с собой: 10 отличных термосов
Как бороться со вшами без вреда для себя и ребенка: 5 советов
Психотерапевт Виктория Жаденова: как быть, если ребенка обижают в школе?
Инфографика: как успокоить плачущего младенца
Ребенок хрюкает носом — причины проблемы