Наказание порождает ложь

Наказание порождает ложь

Представьте себе такую ситуацию: ваш ребенок сделал что-то запрещенное, но увидев вашу разъяренную физиономию, недвусмысленно указывающую на то, что возмездие неизбежно, заявляет, что ничего такого он не делал, а натворил все это кто-то другой. Теперь подумайте – что изменится в поведении ребенка, если ваша реакция на его проступок будет другой? Станет ли он врать и изворачиваться, если он увидит, что вы готовы спокойно выслушать его, а серьезное наказание ему не грозит?

Большинство родителей, конечно, хотели бы, чтобы их дети не врали. Честность – это здорово. Но не заставляем ли детей врать и изворачиваться мы сами, своим поведением, запрограммированно жесткой реакцией на проступки и шалости? Изучить эту проблему с научной точки зрения решила группа канадских ученых из университета Мак-Гилл, Монреаль. Результаты их исследования были опубликованы в журнале Child Development.

В эксперименте, который проводился в Западной Африке, участвовали трех-четырехлетние дети, посещающие две школы. Причем в одной из школ были разрешены физические наказания, а в другой они не применялись. Вместо этого, в случае каких-то проступков, детей оставляли после уроков или просто ругали, как максимум вызывали «на ковер» к директору.

С каждым из 42 учеников обеих школ экспериментаторы сыграли в одну и ту же провокационную игру, которую они условно назвали «устоять перед соблазном». Заключалась она в следующем: взрослый предлагает ребенку угадать, какой предмет он прячет. Вдруг взрослый на минутку выходит, предупреждая ребенка не подглядывать, что он там спрятал. Во время отсутствия экзаменатора за малышом «подглядывала» видеокамера.

Вернувшись, взрослый спрашивал испытуемого, нарушил ли тот запрет. Вне зависимости от ответа, ребенка опять спрашивали, что же там спрятано. Врунишка, заявивший, что не подглядывал, хотя на самом деле еще как подглядывал, либо подтверждал свою ложь, точно называя спрятанную вещь, или же пытался ее скрыть, говоря о каком-то другом предмете или произнося что-нибудь вроде «Я не знаю».

Естественно, абсолютное большинство детишек не устояло перед соблазном и, несмотря на запрет, подглядело, что же там спрятал экзаменатор. Разница была лишь в том, как они отвечали на вопрос вернувшегося взрослого. Результаты эксперимента выглядят так: соврали о подглядывании около половины учеников «мягкой» школы и абсолютное большинство учеников «жесткой» школы. В то же время, 70 процентов совравших детей из «мягкой» школы назвали ту вещь, которая была спрятана, разоблачив тем самым свою ложь. Так же поступил только 31 процент врунов из «жесткой» школы.

Одним словом, ученики школы, в которой практикуется карательная педагогика, в пять раз более склонны скрывать свою ложь с помощью другой лжи, чем дети из школы, в которой их не будут за это бить.

Авторы исследования в итоге делают вывод, что угроза серьезного, в данном случае физического, наказания не только провоцирует ложь, но и делает ее более изощренной. И наоборот, неагрессивная среда дает ребенку возможность честно сознаться в своих прегрешениях.

Надо признать, что результаты эксперимента с точки зрения здравого смысла вполне предсказуемы. Поставьте себя на место ребенка – станете вы признаваться в содеянном, если знаете, что за это вас банально выпорят? Трудно найти вменяемого ребенка, который, будучи в своем уме, поступил бы так глупо.

Словом, чем больше давление со стороны родителей, тем хуже обстоит дело с детской честностью. Может, стоит сбавить накал страстей, как ни трудно это бывает? Ведь когда дитя расколотило вашу любимую вазочку или изрисовало фломастерами обои, оно и так знает, что поступило плохо.

Ссылки по теме:

Канадские ученые: «Из маленьких лгунов вырастают банкиры»

Поделиться
Класс

Наказания

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника