Можно ли быть идеальной мамой?

В преддверии Дня Матери мы решили задать психологу вопрос, который волнует любую нынешнюю и будущую маму.

На вопрос «Можно ли быть идеальной мамой?» отвечает Татьяна Маркова – детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства.

Можно ли быть идеальной мамой? 2 Вопрос, конечно, риторический: понятие идеала у каждого свое, да и на то он идеал, что является недостижимым. Однако говорить о каких-то общих тенденциях, которые свидетельствуют о более эффективном родительстве, все же можно.

Во-первых, «идеальная» мама для каждого возраста своя. Если на первом году жизни «слияние» матери и ребенка (ситуация «мы»), сиюминутное удовлетворение и даже предвосхищение потребностей ребенка является нормальным и естественным, то аналогичная этой позиция матери, когда ребенок находится, скажем, в подростковом возрасте, — сигнал довольно грубых искажений детско-родительских отношений и показатель нарушенной сепарации. Поэтому следует определить, что именно для каждого из условных возрастов ребенка является необходимым, а отталкиваясь от этого, можно сказать, какое родительское поведение в каждом случае считается более эффективным, то есть, приближает нашу условную маму к идеалу.

Как я уже сказала, на первом году жизни для ребенка важно эмоционально-личностное общение с матерью: от нее в этот период требуется постоянное присутствие, удовлетворение потребностей ребенка, теплый эмоциональный контакт и принятие. В таких условиях у ребенка складывается базовое доверие к миру, он чувствует безопасность, что формирует почву для дальнейшего нормального развития.

В раннем возрасте (от года до трех) у ребенка появляется потребность в освоении мира, а соответственно, рядом должна быть значимая фигура, которая будет ему в этом помогать (будет показывать так, как надо, как принято обращаться с предметами вокруг). Здесь для мамы важно также находиться рядом и обеспечивать физическую безопасность в тот момент, когда ребенок будет осваивать окружающее пространство. Также необходимо создавать условия для этого исследования: среда должна быть достаточно насыщенной для того, чтобы ребенок смог попробовать разные действия с предметами, узнать их свойства. От мамы в этот период требуется и изрядная доля терпения: поднять двадцать раз брошенную на пол игрушку (а что это, как не исследование свойств игрушки) или вновь и вновь убрать еду из опрокинутой тарелки позволит терпение не каждой мамы. В этом возрасте сиюминутное удовлетворение потребностей уже не является жестко необходимым: ребенку необходимо научиться ждать, уметь выдерживать временной промежуток между «захотел» и «получил», в противном случае, в ребенке могут закрепляться эгоцентрические черты, что будет не на пользу ему в дальнейшем.

В дошкольном возрасте (приблизительно с 4 до 7 лет) ребенок направлен на познание социального мира (в противовес предметному в предыдущем возрастном периоде). Здесь в процессе игры он моделирует отношения окружающего его мира и людей, для ребенка формируются правила и стереотипы поведения и отношений, то есть, по сути, ценностные ориентации. Задача мамы (да и папы тоже) эти ценностные ориентиры задать, но какое содержание в них вложит семья – это уже дело частное. Игра в этом возрасте – хороший индикатор как нормального развития, так и неблагополучного. Хорошая мама достаточно внимательна к деталям, воспринимает игру как показатель внутреннего мира и состояния ребенка и следует за этими проявлениями (корректирует свое поведение, условия и пространство вокруг ребенка и т.д.).

В школьном возрасте ребенок входит в социально оцениваемую учебную деятельность. Тут маме необходимо проявлять живое участие и интерес к тому, что важно для ребенка в его учебных делах, помогать при необходимости, но и давать все больше возможностей для самостоятельности. У ребенка в этом возрасте продолжает формироваться произвольность поведения, что требует от родителей помощи в планировании и целеполагании, а также в развитии рефлексии и умения анализировать собственное поведение и происходящие вокруг события.

Подростковый возраст является символичным переходом ребенка от детства к взрослости. Именно символичным, потому как подросток уже не хочет быть ребенком, но еще не стал взрослым. Задача родителей (и, возможно, даже в большей степени папы, чем мамы) – ему в этой ситуации помочь. Поскольку в этом возрасте подросток нередко обесценивает родителей, им прежде всего необходимо мудро принять это как возрастной факт и не пытаться силой продавить свою позицию. Авторитетное родительство в данном случае лучше авторитарного или попустительского. Нужно не пытаться быть другом своему ребенку, а стать им (роль старшего друга, наставника тут подойдет лучше всего).

Если говорить в целом, «идеальная» мама – это та мама, которая будет рядом, но она же способна и отпустить ребенка не тогда, когда она хочет, а тогда, когда это будет необходимо ему. Такая мама не воспитывает в ребенке беспомощность и зависимость за счет того, что пытается сделать для него все, что только можно. Она помогает ему, тогда, когда это действительно нужно, но и дает возможности для формирования его самостоятельности. Она также понимает, что сиюминутный воспитательный эффект не всегда является конечным результатом: за каждым своим действием она видит отсроченный результат, то есть понимает, как то, что она сейчас делает для ребенка, повлияет на его будущее. И, наконец, она понимает, что не всесильна (и не должна быть такой!), и не все, что плохо или не успешно делает ребенок, является показателем того, что она плохая мать и плохо справляется со своими обязанностями.

Психология материнства

Выбор редакции

Как воспитывать детей — и оставаться любовниками
Как договориться с бабушкой: советы психотерапевта
Отцы и дети: самый милый инстаграм про пап и малышей
Дети, которым трудно себя «хорошо вести»: отрывок из книги «Экстремальное материнство»
10 причин, почему детские истерики — это хорошо
Путешествуем с детьми: лайфхаки от эксперта
8 книг о жизни девочек в ХIХ веке и начале ХХ-го века
Дети, которым трудно себя «хорошо вести»: отрывок из книги «Экстремальное материнство»