Гиперопека: где проходит граница

Еще 20 статей на тему: Все секреты воспитания

12 нюансов, о которых вы не подозревали, пока не стали родителями Как перестать кричать на своего ребенка Как стать терпеливым родителем Как помочь ребенку вырасти счастливым Нужно ли родителям дружить с ребенком «Не лижи мою руку» Шесть фраз, которые навредят ребенку 15 «никогда»: чего ни в коем случае не стоит делать родителям Фразы, которые родители могут, должны и не должны говорить своим  детям 7 способов вырастить ребенка инфантильным 7 привычек хороших родителей, от которых пора отказаться Ребенок и боль Эксперимент Мамы.ру: неделя без отказа День защиты детей: лень даже притвориться 10 вещей, которые я пообещала сделать для своих детей Воспитание гения: что должны знать родители 3 совета, как воспитать ребенка отзывчивым Как научить ребенка включать логику За пределы не заходить: территория ребенка Нужно ли учить ребенка заботиться о других?

Гиперопека: где проходит граница

В детстве мы могли в одиночку дойти до магазина, прийти из школы и даже сходить к  подруге. И речь не о подростковом возрасте, а о начальных классах. Среди современных детей это огромная редкость. В чем же дело: на улицах стало опаснее, мамы перебарщивают с опекой или в детях нынче не воспитывают самостоятельность? Журналист и автор романа «Убить своего дракона» Ксения Баженова специально для Мамы.ру порассуждала на эту непростую тему и рассказала о своем материнском опыте.

Вспоминаю себя и одноклассников с вечным ключом, болтающимся на шнурке. Лично мой был красного цвета. Уже в начальной школе многие самостоятельно не то, что ходили, а даже ездили в школу на метро. Да что там, я во втором классе уже ездила к бабушке на электричке в ближайшее Подмосковье. Пришел из школы, разогрел обед (или из пакетика приготовил суп «Звездочки»), уроки сам сделал – выматывайся на улицу. И вот мы с подружками играли в казаки-разбойники, лазали по каким-то гаражам, по крышам Тишинского рынка, я ходила одна на всякие кружки, которые сама же себе и находила, покупала хлеб, оплачивала в сберкассе счета. И так жило большинство детей возраста восьми-девяти лет.

Сейчас у меня нет практически ни одной подруги, которая выпустила бы своего ребенка на улицу в этом возрасте одного. Я не знаю, правильно это или нет. Вероятно, все связано с жизнью, ставшей более напряженной. Могу сказать, почему так веду себя я – из-за собственного эгоизма. Потому что, когда мой ребенок остается где-то один, я сразу рисую картину маслом и думаю, что лучше я доведу его сама, чем буду думать о том, что с ним что-то может случиться. Хотя он давно рвется и за хлебом сходить, и к другу в гости в соседний подъезд. Говорит: «Мама! Ну я же нормальный парень!» А я отвечаю: «Кто бы сомневался, конечно нормальный, это мама ненормальная и пока не может отпустить тебя одного на улицу».

Но вопрос отпускания на улицу – еще полбеды. Настоящая, серьезная такая материнская опека, как я считаю, лишенная границ разумного, кроется в других вещах. Вот ребенок пошел в первый класс, по полчаса одевается в школу. Конечно, смотреть на все это крайне сложно и каждые пять минут долбить про то, что надо одеваться, вместо того, чтобы играть с котом. И вот мать уже стоит на коленке и завязывает ботинки, потом шапку, тащит портфель, предусмотрев и сменку, и физ-ру – только чтобы побыстрей… В третьем классе картина не меняется. Просто потому, что так удобней. Быстро завязать, застегнуть и побежали. А потом десятилетний мальчик не может справиться со шнурками, прибыв в школу, удивляется, что мама не взяла ни физ-ру, ни сменку, и перчатки почему-то остались дома. То есть его мозг пребывает в абсолютно расслабленном состоянии. Собираешь в первом классе ранец – либо так же будешь собирать его и в третьем, и в четвертом, либо будешь довольствоваться двойками, замечаниями о забытых учебниках и жутким бардаком внутри портфеля.

Я не специалист, сама еще познаю эту область, поэтому мне сложно советовать, как правильно расставить границы разумного в опеке. Но вот пример, как поступила моя подруга. Она сказала своему сыну третьекласснику, что раз он постоянно говорит о том, что он взрослый, пусть оправдывает эти заявления. «У тебя есть часы, – сказала она. – Ты знаешь, во сколько нам выходить. Лично я никуда не спешу, и в школе будут ругать тебя. Поэтому давай сам учись распределять время». Первую неделю они опаздывали постоянно, на второй неделе парень уже как-то начал приспосабливаться… Матери, правда, пришлось запастись недюжинным терпением. С другой стороны – этот приспособился, а у другого вообще вся охота отобьется к учебе. Скажет, ну и пусть ругают.

Есть, конечно, крайности, когда мамы все делают за детей. Я своего по утрам в куртку запихиваю, но когда он из школы приходит, конечно, не раздеваю. При этом вещи оказываются расшвырены по всей квартире. Заставляю собирать. Или вот если слышу из комнаты, например такое: «Мам, принеси, пожалуйста, воды, или, поточи карандаш». Отвечаю: «Сделай все сам». В конце концов – он же нормальный парень! Но до остальных границ разумного, например, отпускать одного к другу в соседний подъезд или за хлебом, я пока не доросла.

А вы как думаете, ваша материнская опека не переходит границы разумного?

Поделиться
Класс

Психология материнства

Выбор редакции

Как помочь ребенку эффективнее учиться
Как отличить грипп от «обычного» ОРВИ?
А вы сможете ответить на эти вопросы из разных областей знаний?
Исследователи раскрыли секрет успеха целеустремленных людей
Звезда "Семейки Аддамс " вышла замуж
В 10 московских школах появилась возможность сдать бесплатный экспресс-тест на COVID-19
В чем секрет детской энергии
Дети и гаджеты: как найти баланс