О сенсомоторном интеллекте у детей до 1,5 лет

Еще 33 статей на тему: Полезные советы родителям

10 лайфхаков для мам на все случаи жизни Как организовать переезд с ребенком Конфликты, раздел имущества, переговоры: как правильно играть в песочнице Как получить положенное ребенку лечение бесплатно и в разумный срок Родительский лайфхак: как правильно обращать внимание ребенка на ошибки Как правильно одеть ребенка зимой Как научить детей не теряться (и верно себя вести, если потерялся). Советы «Лиза Алерт» Памятка внимательного родителя С «Иммунити» новым ко всему готовы! Доктор Комаровский: Почему нельзя стучать ребенка по спине, если он поперхнулся Ортопеды назвали 3 упражнения, которые помогут избежать плоскостопия Что должно быть в домашней аптечке. И что стоит положить в дорожную аптечку, если у вас ребенок Доктор Комаровский развенчал 10 самых опасных мифов о прививках 5 фактов о сне малышей от невролога Исследователи говорят, что ребенку опасно проводить лето у бабушки с дедушкой. Рассказываем, почему 5 старых советских мультфильмов, которые понравятся и современным детям 11 добрых мультфильмов, которые стоит посмотреть каждому ребенку Отец, который один воспитывает своего ребенка, рассказал про свою жизнь Ученые назвали 4 самые вредные и самые полезные каши в нашем рационе Наталья Ульянова о гендерных стереотипах в воспитании Как вдеть одеяло в пододеяльник за 45 секунд 4 рецепта восхитительных сырников, которые не задержатся на вашем столе Математика для самых маленьких Травмы носа Это ужасное слово “нельзя” Кондиционер и ребенок – совместимы или нет? О режиме питания во время сдачи экзаменов рассказала Олимпийская чемпионка Педофилы. Как распознать? Создание сайтов, программирование, web-дизайн и робототехника для детей: где в Москве обучиться всему? Почему болеют дети: взгляд специалиста по психосоматике Как помочь гиперактивному ребенку в обучении Как сформировать правильное отношение к подаркам Как правильно общаться с чужими детьми

О сенсомоторном интеллекте у детей до 1,5 лет

Какие этапы проходит малыш в овладевании собственным телом? Объясняет врач-неонатолог, Екатерина Гордеева

В общении с недавно пришедшими в этот мир людьми часто возникает вопрос: какие вещи в каком возрасте они могут понять и что могут при этом делать?

Конечно, все разные. Конечно темперамент ребенка и генетические предпосылки очень важны в индивидуальном становлении. Но существует общий принцип развития восприятия и деятельности, который для всех един. Он может помочь сориентироваться мамам и тем, кто работает с малышами.

Первый этап начинается еще до рождения и продолжается весь период новорожденности — 1 месяц жизни. Это этап потребления и осознания своих рефлекторных движений.

В этот период у малыша есть хаотичные движения и многочисленные рефлексы, которыми он управлять не может, но зато активно воспринимает. “Ух ты как я, оказывается, могу!” Это очень важный этап, поскольку активно формируются связи в коре головного мозга между движением и ощущением от него.
Ребенок испытывает первые эмоции, связанные с движениями собственного тела и они могут быть разными. Досадно, когда ваша рука внезапно бьет вас по носу. И очень приятно и радостно когда ваши пальчики гладят вашу щеку.
Очень важно в этот период не ограничивать это познание тугим пеленанием в течении дня, если ребенок здоров.
Основная форма деятельности в этот период — сосание.
Ребенок учится отличать “сосательные вещи” от “питательных”. Мамина грудь — сосательная и питательная вещь, а вот одеяло сосательная и непитательная, к сожалению…

Второй этап длится от 1 месяца до 4 месяцев. Это этап приспособления и повторения привычных сенсомоторных реакций.
Приспособление проявляется в том, что, например, привычное рефлекторное сосание, которое раньше вызывалось попаданием пальца или соска мамы в рот, теперь представляет собой сложный координаторный акт. Малыш может сознательно найти пальцами рот. Он теперь умеет попадать в рот руками и схваченными вещами с первого раза. Может приспособить сосательную непитательную вещь так, чтобы было интересно и удобно ее ртом познавать.
В это время у ребенка формируется и приспособление в мышлении — конструирование реальности в понятии этой вещи.
Ротовая полость продолжает обучаться управлять языком, что является важным этапом подготовки к жеванию.

В этот период ребенок находит глазами фокус и они перестают двигаться раскоординированно. Это позволяет узнавать лица и мамино награждается первой осознанной улыбкой.

Двигательная активность направлена на познание нового переживания и повторение приятного опыта. Если удалось дотронуться, наконец, до своего живота или ноги, надо попытаться еще раз и еще разок, и опять и снова. В основном, такое познание ориентировано на свое тело. Ребенок учится доставать до различных своих частей и тем самым формирует карту собственного тела в коре головного мозга. Появляется понятие о собственных границах.

Третий этап — с 4 -х месяцев до 8 месяцев — это этап активного познания внешней среды.
Появляется опознавание предметов , появляется первая память на предметы. Ребенок знает любимую игрушку и теперь не просто просит ее у взрослых, а старается добраться до нее сам. Такое двигательное узнавание окружающего мира сопровождается и изобретением способов продления интересных впечатлений. Порой они доставляют много радости взрослым своим нестандартным подходом к решению привычных задач.
Формируются первые представления о мире и о порядках в нем.
Появляются привычки, не связанные с едой.
Расписание дня начинает успокаивать и давать безопасность.

Четвертый этап приходится на 8-12 месяц. Это этап, когда у ребенка появляется четкая преднамеренность. Он уже отделяет вещи друг от друга и знает порядок знакомых вещей. Появляется способность отделить события и других людей от своего поведения — первый этап осознавания своей отдельности.
И в этот период появляется способность предвосхищать события.

Пятый этап длится с 1 года до 1,5 лет. В течении этого полугодия ребенок изобретает новые средства достижения цели. Это время активного экспериментирования. Ребенок ставит новые интересные цели самостоятельно, в отличие от предыдущего этапа, когда цель ставилась окружающей средой: мамой, обстоятельствами и событиями. Появляется творчество. Отрабатывается модель “цель-средства”

Сроки я указываю примерные. Пусть они послужат ориентиром для того, чтобы понимать ребенка лучше и встречать его там, куда он может дойти в своем возрасте.

Если ребенок развивается в спокойной безопасной среде, то эти этапы сменяют один другой сами, без дополнительных тренировок. Нужно только вовремя предоставить ребенку все необходимое для развития на каждом этапе.
Если что-то пошло не так, малыш может остановиться на любом моменте развития сенсомоторного интеллекта.

Если запаздывание измеряется несколькими неделями хорошо бы показать малыша специалисту.

 

Поделиться
Класс

Здоровье ребёнка

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться