Обучение чтению: методика Николая Зайцева

Еще 7 статей на тему: Что поможет научить ребенка чтению

Обучение чтению: методики Сесиль Лупан: Чтение Обучение чтению: методика Марии Монтессори Обучение чтению: методика «Складушки» Вячеслава Воскобовича Обучение чтению: методика Елены Бахтиной Чтение по буквам по системе «МИР» Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина

Еще 6 статей на тему: Методика Зайцева: что нужно знать родителям

Кубики Зайцева своими руками Кубики Зайцева: английский язык Кубики Зайцева: отзывы Методика Зайцева Методика Зайцева Попевки Зайцева

Еще 16 статей на тему: Учим ребенка читать: методики, лайфхаки, личный опыт, проверенные системы

«Легче, если по очереди» 10 советов родителям, которые хотят помочь ребенку полюбить чтение Обучение чтению: c чего начать? Научить ребенка читать по слогам Как помочь ребенку научиться быстро и хорошо читать Как научить ребенка читать? Мамы делятся опытом: с какого возраста учить читать Обучение чтению: давайте попробуем Обучение чтению: методика Марии Монтессори Обучение чтению: упражнения Чтение по буквам по системе «МИР» 9 ошибок в обучении детей чтению Методика Зайцева Методика Зайцева Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина Обучение чтению: история

Обучение чтению: методика Николая Зайцева

Основатель: Николай Зайцев — педагог.

Наблюдая за поведением малышей, Н. Зайцев заметил, что они никогда не произносят буквы раздельно, чтобы потом соединить их в слоги. И даже лепечущий ребенок лепечет слогами. Есть версия, что традиционный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственно составленные элементы — буквы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает малышей в их взаимодействии с родным языком.

Его программа предназначена для детей старше 4 лет.

Автор рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением – как от технологии неэффективной, и пагубно отражающейся на развитии, в целом.

Все его пособия – таблицы, «Кубики Зайцева» — основаны на игре, которая является естественной деятельностью детей. Дети с большим удовольствием играют в эти пособия – сами, с родителями, или в группе.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Раздела, посвященного изучению букв в методике нет.

Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый из них находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.

Кубики различаются по цвету, размеру, и звону, который они создают. Они бывают железные и деревянные. Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Детям 3,5-4 лет методика дает возможность научится читать на первых же занятиях, а малышам от 1 года — начать говорить и читать одновременно. Для освоения слогов автор предлагает слушать, манипулировать слогами и петь их уже с детишками 3-4 лет, используя кубики с изображенными на них сочетаниями букв: «БА», «БЕ», «БИ» и так далее.

Специалист по раннему развитию Елена Данилова несколько адаптировала методику Зайцева, сделав её еще более игровой. Она исключила занятия по таблицам, больше внимания уделила кубикам. В этом формате она предлагает использовать методику Зайцева для детей с полутора лет.

Плюсы системы Зайцева

  • ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв; ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А; малыш не запинается и быстро осваивает чтение;
  • занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно «жыраф» или «шына»);
  • кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста, но и пятилетним начинать не поздно: система не привязана к определенному возрасту;
  • если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью».

Минусы:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами;
  • пособия Зайцева может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;
  • пособия нужно склеить, на это уйдет не один вечер.

Cайт Николая Зайцева.

Поделиться
Класс

Методики развития и воспитания

Выбор редакции

Мама наряжает дочку в образы знаменитостей. Получается шедеврально!
13 примеров неподражаемой детской логики, которые украсят ваш день
Женщина родила долгожданную дочку после того, как родила 10 сыновей подряд
Простая деталь, которая спасает тысячи детских жизней
Тест. Выберите животное, которое вы увидели первым, и мы расскажем вам о скрытых чертах вашего характера
4 чайлд-френдли города для путешествий с детьми
Детская коллекция — взрослое счастье
«Вшивые» мифы: что нужно знать о вшах