Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей

Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей

Доводилось ли вам встречать взрослых или даже детей школьного возраста, которые не умели бы читать? Вряд ли! Все детки, кто раньше, кто позже обычно без особых проблем овладевают навыками чтения. При этом, пожалуй, ни одна область детского развития не связана с таким количеством мифов и разнообразных предрассудков, как обучение чтению. Связано это с модой последних десятилетий на раннее развитие, принципиально изменившее отношение к способности маленьких детей обучению вещам, которые традиционно считались доступными лишь школьникам. Чтение оказалось той сферой знаний, где достижения малыша и его родителей выглядят особенно убедительно. С другой стороны, многие относятся к раннему обучению чтению негативно, полагая, что знакомить детей с основами грамоты можно не раньше шести лет. Спор между консерваторами и сторонниками прогресса продолжается. Вот его аргументы.

Когда начинать?

Миф прогрессивный: Начинать учить детей читать нужно как можно раньше. В идеале – уже на первом году жизни. При должном старании родителей, ребенок может научиться читать практически тогда же, когда и говорить. Ведь в первые годы жизни, когда мозг активно растет и развивается, малыша без труда можно научить практически чем у угодно.

Миф консервативный: Ни в коем случае нельзя учить детей чтению раньше пяти-шести лет. До этого возраста ребенок неспособен к звуко-буквенному анализу и просто автоматически запоминает слова, а значит, будет не осознанно читать, складывая буквы в слоги и слова, а лишь угадывать написанное. У таких детей в школе часто бывают проблемы с обучением русскому языку.

На самом деле:Единого возраста начала обучения чтению, собственно говоря, не существует. Ребенок сможет научиться учиться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов, а это зависит от множества причин:

• Пола – девочки начинают читать раньше мальчиков.

• Ведущей руки – левши и амбидекстры учатся в другие сроки, чем правши.

• Ведущего канала восприятия – визуалы становятся самостоятельными читателями раньше аудиалов и кинестетиков.

• Темперамента – гиперактивного шустрика сложнее усадить за букварь, чем спокойного уравновешенного малыша.

Точно известно, что не нужно начинать знакомство ребенка с письменной речью раньше, чем он овладеет устной. Обычно это происходит между двумя и тремя годами. На это указывают следующие признаки:

• Малыш обладает достаточным словарными запасом, чтобы выразить свои мысли и потребности.

• Говорит полными распространенными предложениями.

• Не путает личные местоимения, времена глаголов, согласует между собой части речи.

• Четко выговаривает большую часть звуков (незначительные артикуляционные дефекты не являются препятствием для обучения чтению).

Важно: если у крохи есть серьезные логопедические дефекты (задержка речевого развития, заикание, серьезное нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом прежде, чем начинать обучение.

Не стоит и чересчур затягивать с началом обучения уже потому, что, несмотря на все увещевания педагогов, психологов и физиологов, любая мало-мальски приличная школа отдает предпочтение «абитуриентам», овладевших азами чтения. То есть, оптимальный возраст для начала обучения чтению – с учетом индивидуальных особенностей ребенка – от трех до пяти лет.

Миф ответственных родителей: если ребенок не умеет читать, это является свидетельством родительской безответственности. У заботливых родителей дети начинают читать раньше, чем ходить!

На самом деле: не стоит учить ребенка чему бы то ни было, в том числе и чтению, лишь для того, чтобы быть не хуже других родителей! Ни к чему, кроме слез, психологических травм и разочарований это не приведет. Сравнивайте ребенка только с ним самим, а не с другими детьми!

Как учить?

Миф прогрессивный: обучение по букварю неэффективно и несовременно! Учить ребенка читать нужно по современным развивающим методикам (кубикам Зайцева, карточкам Домана, пособиям Монтессори, Тюленева, Никитина и т.д.). Лишь они могут научить маленького ребенка читать быстро и без насилия.

Миф ленивых родителей: когда ребенок научится читать самостоятельно, родителям не нужно будет постоянно тратить время на чтение вслух.

На самом деле: даже освоив грамоту и научившись складывать буквы в слова, кроха еще долго, возможно не один год, будет нуждаться в вашем чтении. Ведь от первого слова до первой самостоятельно прочитанной книги расстояние не меньше, чем от первого шага до восхождения на Эверест.

Миф консервативный: новомодные пособия учат ребенка не читать, а угадывать! Учиться нужно по проверенным временем традиционным азбукам и букварям, соответствующим методическим рекомендациям и скоординированных с детсадовской и школьной программой . Только по таким пособиям можно научить ребенка, не навредив ему.

На самом деле: Идеальных пособий практически не существует. И если автор той или иной методической разработки утверждает, что лишь его пособие можно использовать для обучения чтению – это не более, чем рекламный ход. Самое разумное – заранее ознакомиться со всеми существующими методиками и сочетать те их элементы, которые кажутся вам наиболее приемлемыми и нравятся вашему малышу.

Многое зависит и от возраста. Так, например, малышам от двух до четырех лет можно давать в качестве игрушек магнитную азбуку и показывать карточки с написанными на них словами, а детям от четырех до пяти больше подойдут традиционные буквари в сочетании со складовыми кубиками Зайцева.

Обратите внимание: если та или иная методика категорически не подходит ребенку, вы спокойно можете заменить ее на любую другую. Однако не стоит постоянно кидаться из крайности в крайность: так вы только собьете малыша с толку и надолго отодвинете тот счастливый день, когда он прочтет свое первое слово.

Для чего учить?

Все буквы знает, а не читает – значит ленится!

На самом деле: маленькие дети часто запоминают название букв, как запоминают названия любых других предметов или явлений, но еще не понимают, что с ними нужно делать. Пока малыш не осознает, что буквы нужны для обозначения звуков, он не сможет научиться читать. Скорее всего, он пока еще просто не дорос до обучения чтению.

Миф прогрессивный: обучение чтению способствует развитию всех отделов мозга, формирует межполушарные связи. Чем раньше ребенок научится читать, тем выше будет его интеллект, тем больших успехов он сумеет добиться в жизни.

На самом деле: действительно, обучение чтению является мощным стимулом для развития интеллекта, однако далеко не единственным. Рисование, пение, катание на велосипеде или плавание не в меньшей степени способствуют развитию мозга. С другой стороны, преждевременное и чрезмерно интенсивное обучение активизирует работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление, подавляя деятельность правого, «творческого.

Миф консервативный: уметь читать нужно, чтобы хорошо учиться в школе.

На самом деле: безусловно, без беглого чтения невозможно нормальное обучение, однако было бы неверным считать это единственным мотивом для раннего обучения чтению.

Уметь читать нужно, в первую очередь, для того… чтобы читать. Письменная речь – форма коммуникации, без которой немыслима наша цивилизация, и, чтобы нормально существовать в социуме, любому человеку необходимо ей овладеть.

Материал предоставлен журналом «Мой маленький»

Поделиться
Класс

Младшеклассник

Выбор редакции

Детское воровство: причины и решения
Три профессии, которые сделают вас экспертом благодаря вашему ребенку
Если ребенок не играет один
Между сном и укачиваниями: как молодой маме успевать заботиться о коже лица
Скакалка – эффективное средство для похудения
Как вводить прикорм, чтобы ребенок правильно развивался и рос — инструкция для мам
Как защитить кожу от солнца — советы дерматолога
Сон новорожденного: что нужно знать маме?