«Легче, если по очереди»

«Легче, если по очереди»

Как остаться профессионалом в своей области и при этом не обделить детей вниманием? Как совмещать домашние дела и личное развитие? Как показать детям, что работа — это не что-то скучное и безынтересное? Как организовать свою жизнь, чтобы все успеть? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Наталия Кедрова, мама пяти детей, бабушка шести внуков, детский психолог, член Европейской ассоциации гештальт-терапии, доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ, декан факультета гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ.

Расскажите, как обстояли дела с работой, когда дети только появились?

Двое старших родились, когда я училась в университете. Мы жили с моими родителями, они давали возможность не работать, можно было брать академический отпуск.Трое младших родились, пока я была в аспирантуре. Я выключалась из учебы на последние пару месяцев беременности и первые 6-8 месяцев после родов. Тогда просто в голове плохо укладывалось что-то еще кроме детей. Как только возвращалась способность соображать, я переводила или придумывала. Пока дети были маленькие (первые 12 лет), работа занимала несколько случайных часов в неделю, когда я могла оставить их с кем-то. Остальное время — это было накопление идей и опыта.

Дети помогали или мешали в работе?

Мешали не дети, а большое количество неизбежных хозяйственных дел — стирок, штопок, покупок… Дети вдохновляли, общение с ними помогало отличать важные дела от пустых.

 Что для вас вообще работа?

Первое время я думала, что готова быть только мамой. В это умещалось много творчества — и игры, и сказки, и изучение всего вокруг. Можно было учиться чему-то, чтобы потом учить детей. Конфликта между детьми и карьерой не было. Когда старшие подросли, стало понятно, что для них важно, чтобы мама имела какой-то социальный статус, чтобы была уважаемая работа, да и младшим уже не нужно было так много внимания. Тогда я смогла больше времени и сил тратить на работу. К карьере я относилась несерьезно, но радовалась, когда оказывались востребованы мои знания иностранного языка или навыки психолога.Когда стала работать, сразу разделила: с детьми я — мама, а для других — профессионал, психолог или психотерапевт. Было здорово, что дети уважали мою работу, видели в ней смысл и пользу, тогда как старшим родственникам моя работа долго казалась чем-то непривычным и странным.

Возможно ли строить карьеру без внешней помощи?

Думаю, что помощь нужна, чтобы можно было передоверить кому-то заботу о детях хоть на пару часов и освободить голову для мыслей о других делах. Мне, конечно, помогали. В разное время и по-разному. Кто-то с хозяйством помогал, кто-то книгами делился, кто-то мог просто посидеть с детьми. Главными моими ресурсами были любопытство, интерес к тому делу, которым я занималась в школе «Муми-тролль» и в Гештальт-институте, ощущение востребованности среди коллег и студентов, профессионального развития, возможность зарабатывать. Сейчас думаю, что еще важно было, что я никуда не торопилась, делала свои дела по мере возможности.Основная сложность была в непредсказуемости детских проблем. Приходилось предупреждать всех, что дети у меня на первом месте, что если они, скажем, заболевают, то я отменяю все дела и занимаюсь детьми. Не со всеми получалось выстраивать такие отношения. Еще приходилось урезать сон, иногда и вовсе не спать, тренировать переключаемость — пять-десять минут писать свою работу, потом полчаса читать ребенку. Умение делать несколько дел одновременно — мыть посуду, придумывать что-то по работе и разбирать детские отношения, например. Более или менее стабильная, ритмичная работа стала складываться, когда младшим исполнилось пять-шесть лет.

Помогали ли старшие с младшими? Помогали ли бабушки? Муж?

Старшие очень помогали с младшими — забирали из школы, помогали со всякими домашними делами. Главное, что сложности и важные дела проживали все вместе. Я думаю, что это было хорошо для всех, и сейчас, когда у старших уже свои дети растут, мои младшие дети много заботятся о своих маленьких племянниках. Муж помогал больше в профессиональном пространстве. У нас одна специальность, так что он делился информацией, книгами. Очень выручали друзья — брали к себе детей, когда надо было поехать на конференцию или на учебу. Даже когда это было раз в год, это было существенной помощью. 

Важно ли женщине реализоваться в профессии, если она — мама? Или женщине вполне достаточно быть домохозяйкой?

Я думаю, что любой женщине важно реализовать свои способности, а далеко не все способности могут разместиться в материнской и домашней работе. Хотя сейчас и для этого много возможностей. Еще женщине важно иметь статус в обществе и возможность самостоятельно зарабатывать. Это не значит, что неправильно быть домохозяйкой. Я думаю, что до работы домохозяйки я еще дорасту. 

Чем заняться мамам, сидящим дома?

Мамам, сидящим дома, я бы сказала, что важно заниматься тем, что любишь. Жизнь длится дольше, чем растут дети. То, что вы можете понять и прожить рядом с детьми, пригодится почти в любом деле. Можно чему-то учиться — любому делу, можно просто копить силы. Не стоит отказываться от помощи, даже самой маленькой. 

Как совместить работу и детей? Что поможет?

Если ребенок может прожить некоторое время без вас, если нужно зарабатывать деньги на жизнь, если дома невыносимо уныло и одиноко, если вы обижаетесь на всех, включая ребенка, то хоть на некоторое время выходите на работу или учебу, выходите из дома. Одновременно работать и общаться с детьми не стоит. Оба этих дела требуют полной вовлеченности. Легче, если по очереди.

Также по теме:
Мамин выбор

Поделиться
Класс

Многодетность

Выбор редакции

Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника