Обучение чтению: давайте попробуем

 

С чего начать?

  • Главное правило обучению чтению звучит так: «Не гонитесь за результатом!» Для начала, покажите ребенку азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.
  • Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв.
  • Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка.
  • Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте, не учитесь!
  • Если ребенок болеет, или не настроен заниматься, лучше отложите «урок». Как мы уже говорили, не стоит учиться «через силу».
  • Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание переключается на сторону. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес маленького к тому, что вы предлагаете делать.
  • Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания.
  • Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо.

 

Упражнения

 

Изучение букв

Чтобы помочь малышу запоминать буквы:

  • выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;
  • моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;
  • обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

В арсенале упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, наверняка найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.

 

Изучение слогов

Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами.
Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:

  • многократно называйте слоги;
  • предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;
  • попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог.

Сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют «песенки» — слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и «за ручки возьмутся и вместе песенку споют» (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют «песенки» — слоги.
Можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и «за ручки возьмутся и вместе песенку споют» (то есть, получится слог). Вскоре, ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом, игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению («Покажи Буратино слог пу!», а сразу за тем — «Скажи ему, какой это слог»).

 

Изучение звуков

  • Потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове.
  • Называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку.
  • Вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б».
  • Ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка — мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор — забор).

 

Игры для тех, кто хорошо ориентируется в алфавите и начинает читать слова

 

(за небольшим исключением, это дети от 3 лет)

 

Соедини буквы

 
По всей площади листа бумаги, напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке.

 

Изобразим алфавит

Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните как она выглядит в книге или на карточке.

 

Я знаю много букв

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

 

Ищем буквы и слова

Первое задание — найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание — найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец.

Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.

Подготовка к школе

Выбор редакции

18 лайфхаков от врача-педиатра: как кормить детей
Мама говорит, что она толстая
Мэдди и ее чувство ритма: американская девочка стала героиней интернета
Времена не выбирают: 9 книг о детстве, которое пришлось на тяжелые годы
Аллергические проявления у детей
Клещевой энцефалит: как обезопасить ребенка
Как организовать комфортный отдых с ребенком
Так ли нужно ребенку молоко?