Система Никитиных

Система Никитиных

Основатели

Борис и Елена Никитины — родители, педагоги, авторы оригинальной методики семейного воспитания, одни из основоположников идеи формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они воспитали семерых детей. Сейчас в семье подрастают 24 внука.

Суть метода

Каждый ребенок обладает колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Если эти возможности вовремя не реализовать, то они угасают. Впоследствии, у ребенка будут лучше развиты те навыки, которые тренировали с самого детства.
Никитин считает, что родители должны создать для детей «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Это означает, что дом, где живет ребенок, нужно наполнить физическими снарядами, интеллектуальными творческими играми и пособиями, много заниматься со своими детьми. Важно, чтобы пособия были чуть сложнее, чем возможности ребенка на сегодняшний день.

Основные идеи

— никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия с другими видами деятельности;
— родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие в их играх, соревнованиях, самой жизни;
— кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года. Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно;
— регулярные воздушные ванночки, закаливающие процедуры;
— борьба со стерильной средой;
— обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью;
— специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса;
— предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит его занимать активную жизненную позицию;
— родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности;
— при встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), нужно продемонстрировать преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации;
— если вы что-то запрещаете малышу, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно»;
— впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.

Спорные моменты

Никитины уделяли внимание развитию физических возможностей, интеллекта, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона воспитания почти отсутствовала. Интенсивно развиваются способности, за которые отвечает левая половина мозга, практически оставляя правую половину без внимания. Но, если малыш родился с гуманитарными склонностями, то, по системе Никитиных, мы как раз упускаем возраст, чувствительный к развитию этих способностей.
Что касается физической закалки – важно не перестараться. Есть детишки, которые комфортно чувствуют себя при +18, если ваш ребенок – не из таких, лучше смягчить стартовые условия.

Полезные ссылки

Тут можно приобрести интеллектуальные игры Никитиных

Поделиться
Класс

Методики развития и воспитания

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника