Метод Монтессори на планшете: плюсы и минусы

Метод Монтессори на планшете: плюсы и минусы

Метод Марии Монтессори в качестве имиджевого довеска активно применяется на рынке виртуальных игр и развивающих пособий. Насколько это правомочно, размышляет монтессори-педагог Елена Китаева, консультант компании-разработчика детских развивающих приложений Indigo Kids.

Сначала идея перевести монтессори-метод в «пиксели» вызвала у меня скепсис. Но со временем я втянулась, и теперь вижу между этими полюсами больше общего, чем границ и различий.

Разработанный итальянским ученым и педагогом Марией Монтессори в первой половине 20 века метод до сих пор остается отчасти новинкой для российских преподавателей и мам. Дело в том, что открытие метода, как и он сам, упорно замалчивались в системе тоталитаризма: государству было невыгодно развитие в ребенке самостоятельности, свободного выбора, силы духа, на что в целостной гуманистической концепции монтессори-педагогики сделан особый упор. Однако времена изменились, монтессори-метод признан во всем мире, разошелся по цитатам, породил последователей и подражателей, был раздроблен на составляющие и пережил массу попыток адаптации в неожиданных областях, в том числе – в сфере компьютерных игр.

Безусловно, сделать систему Монтессори полностью виртуальной – бред, так как метод, построенный с использованием множества игровых пособий и дидактических материалов, обращается ко всем чувствам ребенка –в том числе тактильным, обонятельным, ощущению веса того или иного предмета. Большое значение уделяется групповой работе, социализации. Причем в смешанных группах детей самоорганизация групп строится по принципу заботы старших о младших, для которых старшие являются примером для подражания. Отделить метод Монтессори от взаимодействия людей между собой невозможно – он потеряет свою сущность.

Тем не менее, некоторые особенности монтессори-материалов как нельзя лучше подходят для планшетов, как, например, материалы для развития зрительной и слуховой памяти, обучение азбуке и счету. Сортировка предметов – важное занятие для ребенка на ранней стадии развития, так как оно отвечает его естественному стремлению к упорядочиванию мира. В игре «Лесное трио», ежик просит помочь ему отделить орехи от ягод и листьев –очень полезная и своевременная для малышей игра. А такие игры, как «Камушки» и «Кораблик», готовят детей к манипуляциям с реальными предметами различных весов, фактур, состава материала, будя в них интерес к опытам и экспериментам, что также пропагандируется методом Монтессори. Но главное, что роднит компьютерную «обучалку» с монтессори-классом – то, что ребенок сам оценивает свои достижения и неудачи и самостоятельно принимает решения о том, как долго и чему именно он намерен учиться.

Это один из основных постулатов Монтессори, когда не приходит взрослый и не говорит: «Ах, ты не так сделал, посмотри, вот как надо» (переделывая все за него), а сам материал подсказывает, что надо и как. Ребенок, конечно, может схалтурить, но это уже неинтересно – это его игра. Планшет – добровольная история, и я думаю, если кто-то будет заставлять ребенка работать на планшете – это перестанет приносить ему радость.

На планшете он может легко проверить свои результаты по математике и познания в русском языке. Более того, в области математики и русского языка у планшета есть и мультимедийные преимущества – слияние звуков в слоге можно усилить при помощи цвета (из синего–согласного и красного–гласного получается фиолетовый – наглядная ассоциация к слиянию звуков), а числовые карточки для составления рядов в компьютере никогда не потеряются, да и не возникнет соблазна поиграть в них как-то иначе.

Основное, что открыл метод Монтессори в начале века – сензитивные периоды развития ребенка. Основное внимание здесь уделяется раннему периоду «впитывающего сознания», когда ребенок, не анализируя, принимает в себя потоки информации, легко усваивая, к примеру, языки, или овладевая математическими способностями. Руководящим мотивом здесь является, конечно, избирательный интерес ребенка к тому или иному виду деятельности, который важно вовремя заметить и поддержать. Причем заглушить его весьма просто, а вот привить «из-под палки» невозможно, поэтому родителям следует быть максимально чуткими и внимательными к тому, к чему ребенок проявляет интерес. К семи годам период впитывающего сознания исчезает, зато ребенок становится способен к «фронтальному обучению» и логическому осмыслению действительности, а значит – ему пора в школу, где игровые учебные пособия на планшетах, пожалуй, окажутся весьма кстати.

Поделиться
Класс

Интернет для детей

Выбор редакции

Маркетологи рассказали, что люди чаще всего дарят на Новый год
Ученые сообщили, что пробиотики облегчают колики у детей. Но не все
Выберите елочную игрушку и получите пожелание на Новый год
9 новых мультфильмов, которые мы советуем посмотреть с детьми
Котенок-сирота прибился к собаке, которая потеряла щенков. И она стала ему мамой
Как сэкономить время на продуктовом шоппинге?
Что подарить детям из детского дома
Семь опасных мифов о простуде!