Что родителям нужно знать об инклюзивном образовании в школе

Еще 22 статей на тему: Особенные дети

Как построить инклюзивное общество Девушку с аутизмом и ЦП выгнали из кафе Занятия горными лыжами стали доступны для детей с ДЦП 10 центров диагностики и реабилитации для людей с ДЦП Право на отдых Синдром Дауна: объяснение врача Эвелина Бледанс: «Ради сына я изменила жизнь» «Просто они другие»: Хакамада – о дочери с синдромом Дауна Исповедь раскаявшейся мамы Вебинар «Когда мы все разные» Перестаньте водить в школу больных детей: выступление разъяренной матери Основатель садиков для «особых детей»: «Бывает время, когда нет сил продолжать» Лицом бренда детского питания впервые стал ребенок с синдромом Дауна Ростовская мама страдает от последствий преследования Маме неизлечимо больного ребенка, пациента Детского хосписа, грозит от 4 до 8 лет тюрьмы Прокуратура закрыла дело против матери ребенка с инвалидностью “Временные трудности”: почему идея сурового воспитания так популярна? Я не овощ, я тот ещё фрукт! Родители детей с синдромом Дауна запустили флешмоб Все дети — нормальные Не делите детей на «полноценных» и «неполноценных» Как быть, если у ребёнка подозрение на ДЦП Детский эндокринолог рассказала про опыт мамы с ребенком с синдромом Прадера-Вилли

Что родителям нужно знать об инклюзивном образовании в школе

В системе инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательной школе. В декабре 2012 года в России был принят закон «Об образовании» и обучение в общеобразовательных школах стало доступным для детей с ограниченными возможностями. Социальная модель инвалидности, о которой говорят в Министерстве образования, позволяет детям с инвалидностью не замыкаться в стенах собственного дома, а общаться со сверстниками и интегрироваться в общество. Но у родителей детей, чьи дети ходят в инклюзивные школы, возникает много вопросов. Мама.ру попросила Департамент образования города Москвы ответить на некоторые из них.

1. Удается ли инклюзивной системе учесть потребности каждого ребенка?

Система инклюзивного образования основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Для ребенка с особенными образовательными потребностями разрабатывается собственный маршрут обучения, но это не значит, что остальные дети «подстраиваются» под него. Грамотный учитель постарается преподавать так, чтобы успевающие ученики положительно влияли на тех, у кого есть сложности в усвоении программы.

2. Обижают ли особенных детей одноклассники?

Доктор Пол Ло, директор Интерактивной cети аутизма при институте имени Кеннеди Кригера, уверен, что у учеников специализированных учреждений больше шансов стать жертвами травли, чем у учащихся системы общего образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в инклюзии, лучше адаптируются и быстрее находят общий язык с нормотипичными сверстниками. Кроме того, по мнению Сунцовой А.С., доцента кафедры педагогики Удмуртского государственного университета, инклюзия идет на пользу всем ученикам: «В инклюзивных классах, в сравнении с обычными, обнаруживаются более высокий̆ индекс групповой̆ сплоченности и более высокий̆ уровень нравственно-психологического климата, […] дети в инклюзивных классах чувствуют себя более защищенно, психологически комфортно, чаще оказывают эмоциональную поддержку друг другу».

3. Откуда учителя в обычной общеобразовательной школе знают, как работать с детьми-инвалидами?

Преподаватели общеобразовательной школы или педагоги дополнительного образования должны пройти обучение, прежде чем приступить к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. За четыре года в Москве количество педагогов, обученных работать с детьми с ограниченными возможностями, увеличилось с 1,5 тысяч до 63 тысяч. Кроме того, большой вклад в организацию инклюзии в столице вносит Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы (ЦПМПК): она помогает школе организовать работу с детьми с ОВЗ и контролирует выполнение своих рекомендаций.

4. Стоит ли опасаться конфликтов в инклюзивных классах?

Если говорить о детях с синдромом Дауна, то, как правило, они не конфликты и не представляют опасности для окружающих. Неосознанная агрессия (в том числе аутоагрессия) в некоторых случаях может наблюдаться среди детей с аутизмом или умственным отставанием. В этих случаях ЦПМПК не рекомендует детям инклюзию, или же ребенок посещают школу или детский сад исключительно в сопровождении социального педагога.

5. Нужна ли инклюзия самим детям-инвалидам?

Согласно современным исследованиям, источник основных проблем людей с инвалидностью – не столько физические нарушения или особенности, сколько негативное отношение или равнодушие окружающих. Например, человек с синдромом Дауна может получить профессию и стать хорошим работником. Но пока в нашей стране таких людей редко берут на работу. Инклюзивное образование – это попытка изменить сложившуюся систему на корню. По словам министра образования Дмитрия Ливанова, за последние несколько лет количество детей, включенных в инклюзию, выросло на 15,5%.

Результаты исследования, проведенного российскими педагогами, говорят о том, что инклюзия способствует росту экономики: «Мы можем отметить такой̆ неожиданный̆ эффект от инклюзии, как возникновение конкурентных отношений как при обучении, так и потом во взрослости. Дети […] понимают, что они не такие, как все. И у них есть выбор стараться быть «такими, как все», или «лучше всех». […] В целом это создает атмосферу позитивной конкуренции и способствует в будущем экономическому росту».

 6. Работает ли система инклюзивного образования?

У детей с ОВЗ, учащихся на базе инклюзивной системы, есть успехи, о которых Департамент образования говорит отдельно. Студент Технологического колледжа № 21 Артем Черабаев занял первое место в Чемпионате России по карате среди слабослышащих. Несмотря на проблемы со слухом, Артем получает профессию столяра и одновременно с этим занимается карате на профессиональном уровне. Показал свое мастерство и еще один студент с нарушением слуха, Денис Евдокимов, который планирует стать парикмахером-стилистом. В марте он получил бронзовую медаль на IX Международном чемпионате профессионального мастерства людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
И хотя проблемы инклюзивного образования еще не решены до конца, Департамент образования Москвы надеется, что в будущем сложности удастся преодолеть.
Поделиться
Класс

Аутизм

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться