Как помочь ребенку с уроками с помощью зеленой ручки

Еще 16 статей на тему: 1 класс: как преуспеть и не потерять голову

10 полезных советов родителям первоклассника Как научить первоклассника не терять свои вещи Как научить ребенка делать уроки самостоятельно Психотерапевт Виктория Жаденова: как быть, если ребенка обижают в школе? Все свое ношу с собой: 14 крутых ланч-боксов Все свое ношу с собой: 10 отличных термосов Как бороться со вшами без вреда для себя и ребенка: 5 советов Как выбрать ребенку смартфон? Как собрать ребенка в школу или садик без слез и нервов: 5 лайфхаков Каким должен быть режим дня первоклассника Как организовать работу родительского комитета: 5 советов Как быть, если ребенок обижает других детей в школе? Повесить на стену: режим дня первоклассника Что такое дисграфия и дислексия и когда идти к логопеду? Что делать, если у ребенка «плохой почерк»? Как организовать рабочее место первоклассника

Как помочь ребенку с уроками с помощью зеленой ручки

Некрасиво написанная буква, грамматическая ошибка или неверно решенный пример в школьных тетрадях не останутся незамеченными — учитель их отметит красным цветом. В дневнике оценки обычно ставят синей пастой, но «двойки» или замечания — обязательно красной. Получается, что внимание учеников обращают лишь на неудачи, а на успехах упор не делается. Справедливо ли это? Некоторые педагоги, психологи и просто опытные родители уверены: то, что получилось особенно удачно, необходимо выделять. Таким образом не только снижается стресс и повышается усвояемость учебного материала, но и закрепляется навык успешного поведения во всех сферах жизни. Давайте порассуждаем об этом. 

Метод «зеленых чернил», «зеленой пасты», «зеленой ручки»… Названий много, но суть одна — важно в первую очередь показать ребенку то, что у него получилось лучше всего, акцентировать на этом внимание, а потом уже указать на ошибки и заниматься критикой, если в этом будет необходимость. Даже в самой неудачной работе наверняка можно найти что-то, что сделано хорошо. Пусть это маленькое достижение станет личным ориентиром ребенка. Например, скажите ему: «Это слово ты написал очень аккуратно и красиво. Постарайся, чтобы все слова были такими». И выделите слово зеленым цветом, делая визуальный акцент на правильном варианте.

— Первое упоминание метода «зеленых чернил» принадлежит академику АПН СССР Шалве Александровичу Амонашвили в его книге «Здравствуйте, дети!», выпущенной еще в 1983 г. В ней Амонашвили пишет: «Что больше поможет ребенку: частое указание на допущенные им ошибки или указание на достигнутые успехи? На чем лучше заострять внимание ученика: на том, как не надо делать, или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать его развитию: горечь неудачи или радость успеха? И если объединить все эти вопросы в одну проблему, то она обретет следующее содержание: может быть, стоит поменять красные чернила, превращающиеся в неисчерпаемое количество замечаний — «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно!», на зеленые, которые могут превратиться в неисчерпаемое количество поощрений — «Хорошо! Рад за тебя! Так держать! Молодец!»?… Проверяя письменные работы детей, зелеными чернилами подчеркиваю и обвожу в них все, что мне нравится, что я считаю успехом. Условные зеленые знаки — это сигналы моего доброжелательного отношения к стараниям и успехам ребенка».

— Этот метод сегодня активно развивает блогер Татьяна Иванко. Когда ее ребенок писал в прописях, она не подчеркивала красной ручкой ошибки, как это обычно делают в начальной школе. Она выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у дочери хорошо. Девочка всегда интересовалась, какая буква получилась лучше всех, и очень радовалась, когда мама обводила лучшую со словами: «Идеально!»  Иванко объясняет, в чем разница между подходами: «В случае подчеркивания ошибок красной пастой, мы концентрируемся на ошибках. Что откладывается в фотопамяти? Ошибки, те буквы, которые написаны неправильно. Увидят ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет! Хотим мы или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено. Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно! Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным. Это совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо».

— Метод «зеленых чернил» универсален. Формирование позитивного отношения к обучению вместо негатива — это лишь часть положительного эффекта. Метод можно использовать во многих сферах жизни. Он учит не ставить негативные цели и не концентрироваться на своих неудачах. Ведь страх сделать ошибку убивает творчество и инициативу, а значит, снижает эффективность любого труда. Цель этого метода — замечать собственные успехи, понимать, к чему нужно стремиться. Так закрепляется навык успешного поведения, появляется мотивация к самосовершенствованию.

Полезные видео

Известная спортсменка и мама двоих детей Ляйсан Утяшева делится личным опытом использования метода «зеленых чернил».

Семейный психолог Екатерина Кес рассказывает, что такое правило «зеленой ручки» и как его применять.

Татьяна Петулько

Поделиться
Класс

Детская психология

Выбор редакции

«Море волнуется раз!»: фотоконкурс с призами от «Детского мира»
Основатель садиков для «особых детей»: «Бывает время, когда нет сил продолжать»
30 забавных свадебных фотобомб
5 отцовских мыслей Михаила Шаца
Секреты шопинга с детьми: совмещаем приятное с полезным
Чудо света: 23 фантастических фото родов
Родители спорят: учить ли ребенка давать сдачи?
Проверено Мамой.ру: новогодний подарок кондитерской фабрики «Победа»