Что такое дисграфия и дислексия и когда идти к логопеду?

Еще 16 статей на тему: 1 класс: как преуспеть и не потерять голову

10 полезных советов родителям первоклассника Как научить первоклассника не терять свои вещи Как научить ребенка делать уроки самостоятельно Психотерапевт Виктория Жаденова: как быть, если ребенка обижают в школе? Как помочь ребенку с уроками с помощью зеленой ручки Все свое ношу с собой: 14 крутых ланч-боксов Все свое ношу с собой: 10 отличных термосов Как бороться со вшами без вреда для себя и ребенка: 5 советов Как выбрать ребенку смартфон? Как собрать ребенка в школу или садик без слез и нервов: 5 лайфхаков Каким должен быть режим дня первоклассника Как организовать работу родительского комитета: 5 советов Как быть, если ребенок обижает других детей в школе? Повесить на стену: режим дня первоклассника Что делать, если у ребенка «плохой почерк»? Как организовать рабочее место первоклассника

Что такое дисграфия и дислексия и когда идти к логопеду?

Логопед Центра Здоровья и Развития им.Святителя Луки Наталья Ростовцева рассказывает, что такое дислексия и дисграфия, по каким признакам можно их узнать и в каких случаях нужно идти к логопеду. 

Ребенок пошел в школу и освоение грамоты дается ему с трудом? Родители современных школьников нередко сталкиваются с тем, что их дети имеют сложности с базовыми учебными навыками: чтением и письмом. Причем какие бы меры ни принимались — многочасовые выполнения домашних заданий, дополнительные занятия, похвалы и наказания, ничто не способно решить возникшие сложности.

Не стоит тут же бросаться с обвинениями на ребенка, ругать его. Ведь иногда проблема заключается не в лени и нежелании учиться, а в том, что у ребенка развивается специфическое нарушение речи письменного вида — дислексия и дисграфия.

Такие проблемы заметно чаще проявляются у:
— детей, у которых левая рука более активная, т.е. левшей
— ребят, у которых дома родители разговаривают на нескольких языках сразу, например, русском и английском
— детей, которых рано начали обучать чтению
— детей с неврологическими патологиями

Все ошибки, описки и оговорки, возникающие при таких нарушениях, отличаются специфичностью и будут индивидуальными в каждом конкретном случае. При этом они имеют определенный устойчивый характер.

Вам необходимо проконсультироваться со специалистом-логопедом, когда:
— Ребенок не может спокойно запомнить буквы и постоянно смешивает и путает их во время чтения
— Процесс чтения дается ему сложно — он использует слоги, прочитывает их напряженно и делает при этом много ошибок
— В процессе чтения ребенок легко пропускает те или иные буквы, слоги, а также предлоги
— Нередко малыш может заменять при чтении как слоги, так и целые слова
— У ребенка отмечаются проблемы с произнесением окончаний слов
— Ребенок старается заранее угадать слово по начальным буквам
— Не может запомнить смысл прочитанного и испытывает трудности с пересказом

Стоит очень пристально присмотреться к письменным работам школьника. Если есть проблемы с ним, то у ребенка будут проявляться:
— пропуск разных букв — как гласных, так и согласных — и в слогах, и в отдельных слогах
— прибавка лишних слогов или букв
— постановка по-своему букв и слогов;
— непрописывание слов;
— написание в одно слово нескольких сразу
— написание слов раздельно по их морфемному составу, к примеру, отдельно приставка, корень, окончание
— пропуск слов и словосочетаний
— проблемы с ограничением предложения — не проставляет заглавных букв, не ставит знаки препинания там, где надо, например, точку в конце предложения

Если есть проблемы с недоразвитием  таких важных функций, появятся следующие признаки:
— у ребенка будут отмечаться сложности со зрительным восприятием окружающего мира, он также не сможет точно называть форму, величину и цвет предметов
— проблемы со зрительной памятью — у ребенка будут сложности с пространственным восприятием, он будет испытывать сложности с визуальным анализом
— ребенок не сможет понимать разницу между образами парных букв, как например б/д

Есть проблемы фонемного восприятия:
— происходит подмена фонетически близких звуков (в этом случае отмечаются ошибки в обозначении мягкости во время письма)
— сложности с определением глухих и звонких звуков
— сложности с различением звуков, которые могут быть похожими в своем звучании и артикуляции

Если в работах Вашего младшего школьника встречаются подобные ошибки, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Дислексию и дисграфию можно корректировать, но степень эффекта от мер напрямую зависит от того, насколько сильно нарушение, как рано обратились родители к специалисту, насколько грамотен и опытен этот специалист.

Наталья Ростовцева

Поделиться
Класс

Неврология

Выбор редакции

Чудо света: 23 фантастических фото родов
Как научить детей не теряться (и верно себя вести, если потерялся). Советы «Лиза Алерт»
Кружки и секции: в каком возрасте стоит начать?
Как облегчить течение послеродовой депрессии. 5 советов
Что делать, если ребенок не пьет воду? Рекомендации врачей и советы родителей
Сергей Бутрий: «Альтернативы прививке просто нет»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Что думают о нас другие мамы в интернете