Родители спорят: нужны ли современным детям советские книжки?

Родители спорят: нужны ли современным детям советские книжки?

Выбор литературы для детей — тема, которая часто обсуждается в социальных сетях. И не удивительно, ведь сегодня издается огромное количество книг и ориентироваться в этом многообразии непросто. Но в интернет-сообществах для родителей пользователи не только делятся отзывами о книгах, но и горячо спорят. Например, о том, нужны ли современным детям произведения советских классиков. Некоторые мамы и папы считают, что книги писателей прошлого века обязательны к прочтению, а кто-то уверен, многие из этих произведений потеряли свою актуальность или даже вредны, так как идеологически перегружены.

Читать или не читать — вот чем вопрос

  • «Мы детям читаем книги советских писателей, но не все подряд, конечно. Исключаем духоподъемные истории про героев, литературу с явным идеологическим подтекстом и антирелигиозной пропагандой, а также книги, где человеческая жизнь мало что значит».
  • «А как вообще можно обойтись без советской литературы? Без А.Барто, С.Маршака, Н.Носова, В.Крапивина, Л.Пантелеева? Да, есть определенные места, которые не вполне понятны современным детям, но так это повод поговорить об истории своей страны».
  • «Когда вы читаете ребенку Пушкина, Лермонтова, Некрасова, то ему все понятно? Конечно, нет! Для этого и существуют старшие товарищи, которые и объяснят, и разъяснят, и поправят. Советская детская литература тоже уже стала классикой. Как можно не прочитать детям рассказы Николая Носова?»
  • «Я бы отнесла „Старика Хоттабыча“ Л.Лагина к очень идеологизированным произведениям. Как и „Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове“ А.Гайдара. Это яркие примеры пропаганды, без этих произведений современные дети вполне могут обойтись. А Михалков? Половина его стихов лично моему ребенку не понятна, они о пионерах, о какой-то выдуманной дружбе народов, о том, чего нет и никогда не было. Но отсеивать всю советскую литературу из-за этих книг — тоже перебор».
  • «Вот вчера я принесла ребенку „Дорога уходит в даль“ А.Бруштейн. Прелестная, с детства обожаемая мною книжка. При перечитывании в ней обнаруживается резкий и не очень умный антирелигиозный пафос (как и в другой любимой книжке детства — „Динке“ В.Осеевой), а я человек религиозный… Есть больной вопрос о том, ошибались ли все эти умные, талантливые и чуткие герои книжек, делающие революцию, а если да, то в чем».
  • «У меня „Динка“ В.Осеевой цензуру не прошла, к сожалению. Если в книге „Катруся уже большая“ Н.Забила можно пропустить пару глав или заменить по смыслу некоторые моменты, то в „Динке“ ненависть к православию, священству, царю так и пышет».
  • «С советскими, точнее, революционными, книгами сложно. Слишком много непонятного. Я отвечаю на все вопросы, но из-за этой постоянной непонятности дочка не может в книжку „нырнуть“, „вжиться“, часто не дочитывает. Забавно, но дореволюционные истории у нее вызывают гораздо меньше вопросов и находят полное понимание».
  • «Я не читаю, не потому что она „советская“ (не вижу ничего плохого в стремлении к социальной справедливости), а потому что „пропаганда“. А пропаганда заведомо бездарна, нарочита и скучна. Но удивительный феномен: советская литература мне кажется менее конъюнктурной и более свободной. Сейчас надо „нравиться“ покупателю, чтобы книги продавались. А тогда можно было откупиться парой произведений о революционерах, а потом писать что и как хочешь».
  • «Есть у меня пара советских книг, которые сыну точно читать не буду, например, о деятельности взрослого Ленина. А вот рассказ З.Воскресенской „Секрет“ о семье Ульяновых вполне безобиден и очень мне нравился. Там речь о том, как дети делают своими силами подарки маме на день рождения».
  • «В домашней библиотеке у нас есть „Страна, где мы живем“ С.Баруздина. Я ее сначала выкинуть хотела, а потом пролистала с карандашиком, кое-что вычеркнула, в итоге там половина текста осталась. Будем ее читать».
  • «Недавно отыскала в книжном шкафу сборник Маяковского 1976 г. издания. Там есть стихотворение „Гуляем!“. Отрывок про церковь из этого стихотворения читать ребенку не буду! Но другие стихи Маяковского дочь обожает. Думаю, у всех родителей есть некая планка: насколько ценность книги перевешивает идеологическую составляющую. Детские советские рассказы, безусловно, подвергались идеологическому контролю, но общечеловеческим ценностям не противоречат, скорее наоборот».
  • «Детская советская проза хороша тем, что актуальность не потеряли лишь те произведения, которые были написаны с любовью к ребенку, обращены именно к нему. К ним можно отнести и Агнию Барто, и Корнея Чуковского, и Сергея Михалкова, и даже Владимира Маяковский со своими „Что такое хорошо и что такое плохо“. Ну а веяния времени (стихи о дедушке Ленине, пионерах, комсомольцах-добровольцах) давно канули в Лету и никому не нужны».
  • «Конечно, читаем! Ведь советская детская литература — это такой своеобразный детский сад, уцелевший в разбомбленном городе. Она спрятала и Е.Шварца, и А.Гайдара, и К.Чуковского, и многих других… Еще можно Ф.Искандера упомянуть — талант не зарыть никакой идеологией!».
  • «Пропаганда, конечно, пропаганде рознь. Читала я в детстве „Незнайка на Луне“, а потом выросла и узнала, что это, оказывается, про загнивающих буржуинов. Понч действительно в своем богатстве не вызывает симпатии, но как-то мысленно не переносишь это на всех богатых».
  • «Для меня яд в советской литературе — это фальшь, набор штампов, слишком большое кол-во проходных произведений, которым придается чрезмерное значение (в т.ч. исторически из-за дефицита, например, в библиотеки пионерского лагеря можно было отослать все, и многое из этого имело шанс быть прочитанным в тихий час)».
  • «В книгах я стараюсь заострять внимание ребенка на переживаниях и отношениях. Поэтому во многих советских произведениях меня не идеология и смущает, а черствость человеческая. Вот, например, девочка-ревушка А.Барто у меня сочувствие вызывает, а ее высмеивают. А в „Цветике-семицветике“ В.Катаева мать настолько жестока, что ребенок боится сказать правду о своей неудаче или разбитой вазе, и требуется чудо, чтобы все наладилось. Не хочу такое читать».
  • «Чук и Гек» А.Гайдара — отличная повесть о семейном тепле и верности. Это мир, увиденный глазами двух мальчиков. Вся «идеология» заключается лишь в финальной фразе о «советской стране» (подставьте вместо «советская» слово «родная», и вот вам никакой идеологии)».
  • «Нужно беречь время ребенка. Конечно, я делаю предварительный отбор, что из советской детской литературы читать, а что действительно устарело и можно отнести к пропаганде. Я, например, не читаю сыну книг М.Прилежаевой о вожде. Это же касается и некоторых стихов С.Михалкова, например, „В музее Ленина“. А вот К.Паустовского и В.Бианки читаем без предварительной цензуры».
  • «Нашла на даче свои старые книжки. Рассказы Н.Носова, М.Зощенко и Б.Житкова с радостью предложу ребенку, а вот книги про Ильича с „пословицами“ типа „За Лениным пошли — правду нашли“, „Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить“, читать сыну, конечно, не буду. Но и выбрасывать не стану: подрастет, заинтересуется историей страны — покажу».

Старые новые книги

Советские бестселлеры чаще всего покупают ностальгирующие взрослые, а также родители, рассуждающие по принципу «эти книги в детстве нравилось мне, возможно, заинтересует и моего ребенка». Но, как оказалось, современные дети с удовольствием читают книги, написанные много лет назад, если они подобраны по их вкусу и возрасту. Кроме того, эта литература часто становится предметом для семейного вечера воспоминаний, бурных обсуждений или душевной беседы детей и родителей. Если у вас дома не сохранились старые книги, смело идите в магазин, ведь в последнее время книжный рынок переживает бум переизданий детской литературы, созданной в ХХ веке. На прилавках можно увидеть целые серии книг, проверенных временем:

Список

Татьяна Петулько

Поделиться
Класс

Книги для детей

Выбор редакции

Чудо света: 23 фантастических фото родов
Как научить детей не теряться (и верно себя вести, если потерялся). Советы «Лиза Алерт»
Кружки и секции: в каком возрасте стоит начать?
Как облегчить течение послеродовой депрессии. 5 советов
Что делать, если ребенок не пьет воду? Рекомендации врачей и советы родителей
Сергей Бутрий: «Альтернативы прививке просто нет»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Что думают о нас другие мамы в интернете