«Осознанность поведения»: когда и как можно оставлять ребенка одного

Еще 14 статей на тему: Воспитываем душевно здоровых и сильных детей

Почему я благодарен жене за то, что она привлекла меня к воспитанию ребенка Давайте своим детям совершать ошибки Как (и когда) извиняться перед своим ребенком Как воспитывать детей — и оставаться любовниками 10 причин, почему детские истерики — это хорошо Как решить конфликт с ребенком. 4 совета от главного в мире переговорщика 5 советов от гарвардского психолога: как растить доброго ребенка Психотерапевт Виктория Жаденова: как быть, если ребенка обижают в школе? Как и зачем любить ребенка безусловно: 4 совета от автора «Единой теории счастья» Секс и нагота после рождения детей: мамы и папы обсуждают и спорят Mattel выпустила первую куклу Барби в хиджабе Один близкий друг значит более счастливую взрослую жизнь, чем общая популярность Третья дочь Скалы Глава фонда «Нужна помощь» запустил флешмоб ко Дню защиты детей

«Осознанность поведения»: когда и как можно оставлять ребенка одного

Психотерапевт, основатель и вдохновитель «Лаборатории личности» Виктория Жаденова отвечает на волнующие родителей вопросы: когда можно оставлять ребенка одного в квартире, когда его можно отпускать на улице — и как самим маме и папе подготовиться к такому важному шагу. 

Мама.ру: Каковы признаки психологической готовности ребенка к тому, чтобы оставаться дома в одиночестве?

Виктория Жаденова: Конечно, ребенок должен быть психологически — и не только — готов к тому, чтобы оставаться дома в одиночестве или выходить на улицу подождать родителей. Довольно важные моменты — осознанность своего поведения, появление восприятия пространственно-временных рамок. То есть — ребенок должен понимать, когда ушел родитель и через сколько времени вернется. Важно уметь пользоваться телефоном и вовремя попросить о помощи взрослого.

Что еще волнует взрослых, когда они начинают оставлять ребенка одного дома? Это должно быть безопасно. В Европе есть четкие рамки: ребенка можно оставлять одного дома в восемь лет. Я согласна с этим правилом. Однако и в шесть-семь лет ребенок вполне способен оставаться один на короткое время — 1-2-3 часа. Нужно оставить четкие инструкции: если что-то пойдет не так, срочно звони. И пусть первое время этих звонков будет много — зато малыш научится понимать, в каких ситуациях нужно звонить.

— Как самому родителю морально подготовиться к тому, чтобы начать оставлять ребенка одного дома?

— И правда, в большей части страх оставлять ребенка одного дома исходит от родителя. Чаще не ребенок не готов оставаться один, а родитель не готов его оставлять. Уверенность родителя в способностях своего ребенка и в том, что он справится, помогает ребенку самому доверять себе.

Подготовиться родителям к тому, что ребенок когда нибудь вырастет и сможет обходиться без них, — это, конечно, сложно. И маме сложнее, чем папе. Где-то в глубине души остается вопрос: а всему ли мы его научили, справится ли он?
Помочь в этом родителям может вера в то, что ребенок способен справиться с трудностями сам — в то, что ему это под силу. Совет: тридцать три раза перед сном проговорить «мой ребенок — уже взрослая, отдельная от меня личность, и он вполне способен позаботиться о себе в рамках своего возраста».

— Что будет, если довольно взрослого ребенка в принципе никогда не оставлять одного? Есть ли какие-то негативные последствия такого родительского поведения для психики ребенка?

— Очень важно понимать, что цель родителя — научить ребенка жить одному, подготовить маленького человека к сепарации. Если это отделение не начнется вовремя, высок риск, что ребенок застрянет в своей беспомощности без родителя. Живой интерес к познанию сохраняется у ребенка довольно недолго, и если к семи годам он был подавлен — «туда не лезь, один не ходи, нож не бери, кирпичи не таскай», — то в школе ребенок  все больше будет бояться что-то делать сам.

— Как определить, что ребенок готов один передвигаться по городу? Что он не растеряется в случае чего?

— Передвижение по городу в одиночестве — это более ответственно, чем сидеть дома одному. Важно, чтобы ребенок понимал расстояния, умел пользоваться общественным транспортом, переходить дорогу. Это гораздо сложнее, чем занять себя дома, когда родителей нет. На мой взгляд, это точно должно случиться не ранее 10-11 лет, но каждый ребенок индивидуален в своей готовности. До этого возраста — лишь короткие дистанции, без светофоров, автобусов и прочих сложностей. Походы в магазин около дома, прогулки в закрытом дворе доступны ребенку с 6-8 лет, когда формируется лобовая часть коры головного мозга — контроль и возможность синтезировать ситуацию и выстраивать предположения: а что будет, если я сделаю так, а какая реакция окружающей среды последует? «Выпаду с балкона — разобьюсь о землю», «Выйду на красный свет — попаду под машину» и так далее. До определенного возраста способность выстраивать причинно-следственные связи отсутствует.

Записаться к Виктории Жаденовой можно тут или по телефону 8 (925) 79 71 198

Беседовала Дина Мингалиева

Поделиться
Класс

Воспитание

Выбор редакции

Спорт и грудное вскармливание
МАЛЬЧИКИ К СТАНКУ, ДЕВОЧКИ К ПЛИТЕ Почему в 21 веке в школах всё еще есть половая сегрегация?
Почему родители не спешат на психотерапию (а надо бы)
Чем важен лактоферрин: влияние грудного молока на иммунитет
Лекции о теории привязанности в рамках фестиваля Института Ньюфелда можно посмотреть бесплатно
Отдых с детьми: почему бы и ... да!
Благотворительная акция "Корзина доброты - детям" пройдет в 16 городах России
Учим малыша кушать самостоятельно