Как развивать мышление двухлеток через вопросы

Как развивать мышление двухлеток через вопросы

Специалист по альтернативному образованию Вера Писаренко о том, как развивать мышление маленьких детей

Сегодня расскажу, как развивать мышление двухлеток с помощью простого вопроса. А лучше покажу.

Двухлетняя Марья уколола палец. (Ранки нет, но ребёнок считает необходимым пальчик полечить. Можно спорить, объяснять, уговаривать, а можно использовать момент для развития мышления.

— Мама, мазь!
— Ты хочешь помазать пальчик мазью?
— Да!
— А где мазь?
— Дома!
— А мы где?
— Далекоооо!
— Что же делать?
— (думает) Брум-брум домой! (ехать домой)
— А мазь дома точно есть?
— Да.
— А кто её всю выдавил на пол в прошлый раз?
— (вспоминает, показывает на себя)
— Осталась мазь в тюбике?
— No.
— Точно. Не осталась.
— Мази дома неть.
— Да, мази дома нет. Что же делать?
— (думает) Брум-брум (показывает жестом магазин)
— А как туда ехать?
— Брум-брум (показывает жестом машину)
— А кто у нас водит машину?
— Папа.
— А где папа?
— Брум-брум далеко копать. (уехал копать пруд)
— Что же делать?
— (показывает жестом телефон — звонить) папе! Папа брум-брум мазь. (папа привезёт мазь)
— Хорошо я позвоню папе. Ты готова подождать папу с мазью?
— Да. Выйти! (пойти на улицу и там гулять-ждать)
— Выгляни на улицу — там тепло или холодно?
— (выглядывает и показывает жестом — холодно)
— Что будешь одевать?
— (думает и берёт куртку теплую, шапку, сапожки)

Я помогаю одеться, открываю дверь.
— Мама, выйти! (зовёт меня выйти с ней)
— А мне что надеть?
— (ищет глазами мою теплую куртку)
— Нет у меня куртки тёплой, в машине у папы осталась. Холодно мне без неё идти гулять. Что же делать?
— (думает. Осматривает прихожую. Показывает пальчиком на куртку дочери моей подруги)

Я беру курточку, прикладываю к себе.

— Куртка детская, маленькая. Не по размеру мне. Не надеть мне её. Что же делать?
— (думает. Осматривает снова прихожую. Показывает пальчиком на куртку моей подруги)

Беру куртку, прикладываю к себе:

— Да, эта большая. Но ведь куртка не моя. Подруги моей куртка. Что же делать?
— (ласково, показывая на подругу) Дать-Дааать. (попросить надо вежливо у подруги)

Подруга даёт куртку, я благодарю. И Марья:

— Пысиба! (спасибо)
— И тебе спасибо! Помогла мне задачу решить.

Так по ходу жизни учим Марью решать жизненные задачи. Точнее — она сама учится.

Каждый раз, когда это возможно, вместо готового ответа, рекомендации, совета, готового решения задаём ей вопрос — Что же делать? И обсуждаем её предложения. А ещё лучше — испытываем, когда это возможно. Чтобы всё было ОЧЕВИДНО и ОЩУТИМО. Надо ли говорить, что в свои два года Марья отлично решает свои задачи?

Закатился мячик под диван? — Что же делать?!
Испачкалось платьице? — Что же делать?!
Проголодалась? — Что же делать?!
Мама занята — делает уборку, а хочется с мамой поиграть? — Что же делать?!

Совсем не обязательно каждый раз говорить ребёнку 1,5-2х, 3х лет — что ему делать. Пусть сам подумает. Мы ведь всегда можем обсудить его предложение. Задать вопрос. А иногда ещё и провести эксперимент.

Попробуйте. Возможно вам понравится и это станет стилем жизни. Тренировать мышление ребёнка простыми способами каждый день на самых обычных жизненных задачах, возникающих перед ребёнком.

Поделиться
Класс

Воспитание

Выбор редакции

Пора валять. Девушка делает игрушки из шерсти, которые выглядят совсем как живые
“Пусть подумает над своим поведением”. Психологи говорят, что молчание от мамы равнозначно физическому насилию
Поколение альфа: какие они, дети миллениалов?
5 отличных рецептов блинов на Масленицу. Как у бабушки!
9 неожиданных вещей, которые облегчают жизнь родителям сегодня
Disney и продюсерская компания Zapomni открывают новый сезон киноконцертов в Москве
Теплая зима = эпидемия?
Детское недержание мочи: как помочь маме и сыну