Как настроить подростка на учебу
Еще 15 статей на тему: Дети и школа: особенности взаимодействия
Можно ли повысить успеваемость подростка в школе? 10 способов заинтересовать школьника учебой Подростки и лето: как не упустить детей Можно ли выявить стресс у школьника? Можно ли вылечить стресс у школьника народными средствами? Любимчики в классе: как реагировать ребенку Заставлять или нет? Каким должен быть идеальный учитель? Что делать, если ребенок вдруг стал плохо учиться в школе Родительский лайфхак: как правильно обращать внимание ребенка на ошибки Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга? Учительница избила второклассника. В её защиту собирают подписи Привычка к насилию: травля Дети переживших депрессию матерей имеют проблемы с адаптацией в школе Роль родителя в дистанционном обученииКак настроить подростка на учебу
За лето у подростков часто формируется своя жизнь, отдельная от родителей: появляется больше свободы, новые увлечения и друзья. Но как же «собрать» ребенка после лета? Как настроить на учебу? Важные и полезные рекомендации дает Людмила Салоид, психолог-консультант, генеральный директор Центра Определения Способностей.
Первое – это наладить график. Еще за 2-3 недели до начала учебы возьмите на контроль график ребенка: ранний подъем и никаких телевизоров и компьютеров до полуночи. Затем проверьте готовность к школе: куплены ли необходимые учебники, школьная форма и канцелярия.
И только потом можно подходить к вопросу с психологической точки зрения.
Очень важно проговорить с подростком его учебные планы и задать ему вопрос: «Чего ты хочешь добиться после этого года обучения?». У него должен сформироваться конкретный план и мотивация, то есть должны быть сформулированы четкие ответы на следующие вопросы: «Для чего я иду в 9-10 класс?», «Зачем я его успешно закончу?», «Куда я буду поступать?», «Какие предметы мне нужно подтянуть?».
Если ребенок работал летом, то нужно подытожить его трудовую деятельность: похвалить его, понять, куда он потратил или собирается потратить эти деньги.
У любой его деятельности должен быть итог. Это сформирует навык и привычку к самоанализу: «Да, я летом хорошо поработал/отдохнул и собираюсь в школе двигаться дальше/подтягивать определенные предметы/продолжать те или иные летние увлечения». Такой взрослый подход поможет подвести итоги лета, подготовиться к учебе и в принципе скоординировать деятельность. Ведь психика ребенка еще не взрослая, но и уже не детская, и ему нужно обязательно помогать приводить свои действия в систему. В будущем он будет подводить итоги своей деятельности и строить планы самостоятельно.
Следует также отметить, что гормональный фон у подростка в этом возрасте скачет, и родители и нужны, чтобы помочь совладать с самим собой. Но родителям важно выполнять роль не авторитарных надзирателей, а «контролирующих друзей». В диалоге для этого нужно использовать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, продуктивно у тебя лето прошло?», «Что тебе запомнилось больше всего?». Можно задавать открытые вопросы: «Какие у тебя цели на этот учебный год?», «Какие результаты или достижения тебе хотелось бы достичь?». У ребенка запускается процесс мышления: «Лето я провел хорошо, сейчас мне нужно хорошо поучиться». Тут включаются элементы саморефлексии. Открытые вопросы помогут подготовиться к учебному процессу морально, а проговаривание итогов лета и планов на будущий год сформирует готовность к своим обязанностям учиться.
Важно заложить правильную мотивацию в самом начале, чтобы начать учебный год продуктивно, сразу включиться в процесс, а не раскачиваться два месяца и не исправлять оценки в ноябре.
Даже если ребенок провел лето непродуктивно, не нужно акцентировать на этом внимание и сравнивать с другими детьми. Важно ориентироваться и настраиваться на хороший результат в будущем. Помните: вера в ребенка дает ему повод оправдывать эту веру.
Поэтому верьте в своего ребенка, общаясь с ним и в ненавязчивой форме выясняя, что ему хочется, направляя его энергию в нужное русло и поясняя ребенку, зачем ему нужно хорошо учиться. На конкретных примерах из своей или его будущей жизни, рассказывать истории успеха других людей. Ребенок сам расскажет, что его беспокоит, важно просто начать говорить с ним.
Итак, подытожим. С подростком можно и нужно разговаривать и подводить итоги личных достижений. Это позволит ему увидеть себя со стороны и вселит уверенность в себе, что крайне важно перед началом нового учебного года. Есть простые упражнения, которые можно делать в домашних условиях, на заметку родителям.
Упражнение «Позитивные мысли»
Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.
Подростку предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если подростку будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую к такому разговору. Данное упражнение направлено на поддержку в следующих проявлениях:
• позитивных мыслей о себе;
• симпатии к себе;
• способности относиться к себе с юмором;
• выражения гордости собой как человеком;
• описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.
Упражнение «Афоризмы»
Цель: научить подростка позитивно мыслить и использовать механизм самоподдержки.
Упражнение проводится в форме групповой дискуссии (в семейном кругу, например), основой которой являются высказывания великих людей. Анализируя такого рода высказывания, подросток может прийти к осознанию огромных возможностей, которыми он обладает, чтобы направить свои мысли в нужное для саморазвития русло. Ниже приводится список возможных афоризмов, который по усмотрению родителя может быть дополнен или изменен.
• Единственное искусство быть счастливым – сознавать, что счастье твое в твоих руках (Ж.-Ж. Руссо).
• Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным (Сенека).
• Кто не стремится, тот и не достигает; кто не дерзает, тот и не получает (В. Г. Белинский).
• Уверовав в то, чем мы можем стать, мы определяем то, чем мы станем (М. де Монтень).
• Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки (Т. Рузвельт).
• И после плохого урожая нужно сеять (Сенека).
• Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф. Рабле).
• Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды (Неизвестный автор).
• Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть (Э.Хаббарт).
• Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай (Э Хови).
• Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха (Д. Карнеги).
• Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч. Диккенс).
• Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь, то ни один ветер не будет тебе попутным (Сенека).