Любимчики в классе: как реагировать ребенку

Любимчики в классе: как реагировать ребенку

Конечно, идеальный педагог должен находить ключик к любому ребенку, быть объективным, справедливым и мудрым. Но в реальности, а не старых фильмах про школу, иногда происходит иначе. И чрезмерная благосклонность к ребенку, и предвзятое отношение могут испортить школьные годы чудесные.

Звездная пыль

Девочка Света – мечта любого педагога. Хорошенькая, смышленая, послушная: тянет руку, выигрывает все школьные олимпиады, не спорит и не ссорится. «Вот бы все такими были!» – вздыхает классная руководительница. Она не устает повторять это другим учителям, самой Свете, ее сияющим гордым родителям и даже одноклассникам. Казалось бы, в чем проблема? Самооценка ребенка повышается, популярность растет: девочки и мальчики стремятся подружиться с любимицей – авось, и на них попадет отблеск славы.

Конечно, учитель такой же человек, как и другие. И чисто по-человечески какие-то дети могут ему быть особенно симпатичны. Но явственно проявлять эту симпатию – значит, вредить и самому «любимчику», и другим.

Кстати, сильные и опытные педагоги гораздо реже выделяют и поощряют одного ребенка. Возможно, им просто не нужно стороннее подтверждение собственного профессионализма: они и так знаю, на что способны. А слабому учителю льстит, что в классе – умница и отличник, даже если в этом и нет его прямой заслуги. Раз Маша (Петя, Света) знают на отлично, значит – он хорошо объяснил. А двоечник Витя рушит всю систему и автоматически вызывает негодование.

Проблемы, которые подстерегают школьных «звезд»:

• зависть одноклассников: она также неприятна, как и дружба из корыстных побуждений;
• заниженные требования: прощая любимчику мелкие промахи, педагог оказывает ему медвежью услугу. Привыкнув к «особому положению», ребенок расслабится и потом вполне может скатиться на тройки у другого, более объективного учителя;
• беспомощность: привыкнув к поддержке сильного и влиятельного взрослого, каким для младших школьников является педагог, ребенок не научится строить отношения с другими;
• завышенная самооценка: школьные «звезды», уверенные, что им все дается легко и просто, очень болезненно воспринимают любое неодобрение и всячески стремятся заслужить похвалу.

В общем, как бы ни льстили похвалы учителя родительскому самолюбию, ситуацию нужно поменять. И чем раньше, тем лучше.

Говорим с ребенком: стоит объяснить ребенку, что оценки и похвала учителя – не единственный критерий знаний. Но не нужно и впадать в другую крайность: компенсировать любовь педагога строгостью и язвительными замечаниями. Доверие в семье это не укрепит. Не поощряйте пренебрежительные высказывания о других детях. Напротив, постарайтесь вместе найти хорошие и сильные стороны одноклассников – и не только «хорошистов» или таких же «звезд».

Периодически устраивайте проверку знаний, даже если в дневнике одни пятерки: так будет проще контролировать и ликвидировать пробелы в знаниях.

Говорим с педагогом:при случае постарайтесь попросить учителя, сначала в шутку, а потом всерьез, не захваливать и не выделять ребенка. А если какой-то предмет дается ему слишком легко, напротив – дать усложненное задание.

В ожидании любви

Сережа – мальчик как мальчик, вот только медлительный и флегматичный. Сложно понять, почему молоденькая учительница выбрала его объектом для шуток. «Егоров» стало в классе именем нарицательным. Ну что ты копаешься как Егоров? Опять спишь на уроке – с Егоровым на пару. В силу своего темперамента Сережа реагирует спокойно, но к школе испытывает стойкую неприязнь.

Ситуация, когда к ребенку относятся несправедливо, не может оставить равнодушным ни одного родителя. Вот он стоит, такой маленький, такой несчастный, шмыгает носом… Надо срочно пойти и разобраться с этими педагогами! Но перед тем, как лезть на амбразуру, разведайте ситуацию: действительно ли все так, как говорит чадо. Не секрет, что дети любят фантазировать или преувеличивать. А самые умные способны даже отомстить учителю за двойку, в красках расписав маме полученные обиды. Для начала имеет смысл:

• поговорить с другими родителями – дети обычно рассказывают им о происходящем;
• понаблюдать за поведением ребенка: с радостью ли он идет в школу, хорошо ли ест и спит;
• попасть в школу на перемену или на внеклассное мероприятие;
• навести справки о самом педагоге.

Степени «нелюбимости» могут быть разным:

Открытая неприязнь. Самая заметная и тяжелая форма. Насмешки, оскорбления, а то и рукоприкладство – вещи, требующие незамедлительного рассмотрения. Убедившись, что все это имеет место, можете смело обращаться к директору, а то и в суд, задумываться о переходе в другой класс или школу и посещать детского психолога. Если случаи совсем вопиющие, можно положить чаду в портфель включенный диктофон – перед тем как выдвигать обвинения, хорошо бы убедиться в их справедливости.

Придирки. Как правило, выражаются в регулярном и не слишком справедливом занижении оценок. Мотивы – «чтоб не умничал» и «слишком задается». Придираются обычно к аккуратности или прочим мелочам. Особенно обидно, если предмет относится к любимым и ребенок действительно знает его хорошо.

В этом случае сначала стоит самостоятельно проверить уровень знаний, а уж затем подойти к учителю. Любой разговор начинайте спокойно и вежливо: поинтересуйтесь, какие проблемы у вашего школьника, на что стоит обратить внимание, чтобы добиться лучшего результата. Если череда замечаний не иссякнет, можно подойти к директору и пожаловаться на несправедливость.

Ребенку объясните, что главное для вас и для него – реальные результаты, а не оценки. Но иногда требования учителей, повышенное внимание к дисциплине и аккуратности может не нравится. Но все люди разные, и надо учиться реагировать на это спокойно. Ведь педагог сменится, а знания – останутся с тобой.

Равнодушие. Диагностируется сложнее всего. Вроде не кричит, не придирается, а что-то не так и ребенок это чувствует. Иногда взгляды и интонации ранят сильнее, чем слова. К учителю с этим не подойдешь. Не скажешь же, в самом деле: «Как-то вы мало улыбаетесь моему Сереже и не называете его сокровищем, как Витю и Петю. Пойду докладную напишу». Но иногда просто доверительный разговор с педагогом помогает наладить контакт.

С ребенком поговорить тоже стоит. Рассказать, что все взрослые – разные. Но главная задача учителя – учить, а любить и хвалить будут друзья и близкие. Подскажите, как наладить отношения с одноклассниками, завести друзей, стать популярным в своей возрастной группе. И, конечно, обеспечивайте необходимые любовь и понимание в семье. Тогда равнодушие педагога будет восприниматься проще.

Не стоит:

• пренебрежительно отзываться о педагоге или об учителях вообще при ребенке;
• пытаться решить проблемы на перемене, при других детях;
• «задабривать» учителя подарками или деньгами – педагог, резко «полюбивший» ребенка после коробки конфет, вряд ли заслуживает доверия.

Марина Беленькая

Поделиться
Класс

Младшеклассник

Выбор редакции

Тест. Сможете ли вы угадать советский фильм по строчке из песни?
Пароли бесплатного Wi-Fi в аэропортах всего мира
GeekBrains запускает курсы по обучению программированию для детей
Учёные доказали, что муж — самый большой стресс в жизни женщины
"Кормлю, где хочу!" Художница из Хабаровска придумала, как поддержать кормящих мам
Как ухаживать за полостью рта во время беременности
В чем польза козьего молока?
4 чайлд-френдли города для путешествий с детьми