Игра — это серьёзно! Часть вторая. Сенсорные игры

Игра — это серьёзно! Часть вторая. Сенсорные игры

Психолог Наталья Ульянова написала для Мамы.ру цикл статей о том, почему детям так важна свободная игра (в противовес «раннему развитию»). Сегодня мы публикуем вторую часть, первая здесь

Сенсорная игра — это процесс взаимодействия с окружающим миром, целью которого является получение разнообразных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, вестибулярных и т.д. Примером сенсорной игры во взрослом возрасте является, например, спуск с горки в аквапарке — мы получаем удовольствие от ощущения “полёта”, от мелькания разноцветных картинок перед глазами, от контакта с водой — то есть стимулируем одновременно несколько органов чувств.

 

Что происходит?

 

Для младенца, ещё только осваивающего с собственным телом, знакомство с миром начинается именно с отдельных ощущений — новорожденные дети не воспринимают предметы так, как это делаем мы — для них это бессвязные наборы пятен, вспышек, звуков, вибрации и т.д. Постепенно из общей массы впечатлений выкристаллизовываются самые важные — лицо мамы, звук колыбельной песни, шершавость папиной щеки — то, что сопутствует удовлетворению потребностей малыша в еде, сне и безопасности.

 

Игра с ощущениями начинается приблизительно с одного месяца жизни — собственно, игрой это еще сложно назвать: ребенок просто становится способен прослеживать направление движения игрушки (например, погремушки, которую показывает ему взрослый). В этом возрасте становятся актуальными различные подвесные мобили, где плюшевые звери или цветы движутся по кругу, часто под плавную музыку, или просто болтаются в воздухе. К двум месяцам ребенок настолько осваивает искусство созерцания, что может разглядывать их целых 5, а если повезет, то и 15 минут подряд! Появляется интерес к погремушкам, а также звенящим и шелестящим предметам всех мастей: чем ярче, тем лучше.

 

Дальше — больше. После трех месяцев начинается постепенное освоение собственного тела и первые попытки дотянуться до висящей или лежащей рядом игрушки. Затем — череда новых открытий: некоторые свойства предметов являются связанными между собой (например, желтый утенок раз за разом одинаково пищит), а некоторыми младенец может управлять сам (нажимая на утенка, вызывать писк)! По мере освоения переворотов, подъема на четвереньки, разных видов ползания и, наконец, ходьбы расширяется и спектр изучаемых свойств окружающего мира: малыш пробует все на вкус, проверяет на твердость первыми зубами, хватает, катает, стучит, шуршит и даже раскладывает на составные части (правда, чаще собрать их обратно в целое не представляется возможным). Новые предметы увлекают ребенка, но долго удерживать внимание он еще не может: смена деятельности требуется примерно каждые 3-5 минут. Однажды мне повезло, и моя пятимесячная дочь целых двадцать минут сама играла со свежекупленным воздушным шариком! Но повторить этот успех во второй раз так и не удалось.

 

Чрезвычайно важную роль в период младенчества играют вестибулярные и тактильные ощущения. Малыш на руках у взрослого чувствует себя в безопасности и тепле, поэтому многим мамам знакомо состояние “ребенок не слезает с рук” — в первые полгода это абсолютно нормальное явление, способствующее формированию привязанности младенца к людям, которые осуществляют уход за ним. Поскольку круглосуточно носить ребенка физически невозможно и психологически выматывающе, очень важно давать родителю, осуществляющему основной уход за ребенком, регулярную возможность отдыха; на короткие промежутки многие дети соглашаются полежать в специальных шезлонгах, качелях или просто на коврике с игрушками. Ближе к полугоду многие дети требуют носить их на руках “лицом к миру”, чтобы можно было разглядеть объекты, которые не видно из кроватки или с пола. Развивая навык самостоятельного перемещения, малыши продолжают тренировать способность к удержанию равновесия, балансируя на разных поверхностях, перекатываясь по кровати, пробуя вставать у различных опор и т.д.

 

Как играть?

 

Поскольку важнейшей деятельностью для ребенка до года является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, играть с ним надо непосредственно и эмоционально! Главная задача взрослого — дать максимально возможный спектр безопасных и приятных ощущений малышу. Для этого можно использовать:

 

    • песенки и потешки — любые, какие вам нравятся. Кто-то специально учит народные пестушки, а кто-то не заморачивается и поет младенцам любимого “Короля и шута” — и все прекрасно!
    • гимнастику и массаж — самых разных видов, многие из которых отлично совмещаются с вышеупомянутыми песенками или детскими стихами: всем знакомые массажные “Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы” или кручение ножками педалей воображаемого велосипеда под “Ехали медведи…”

 

  • упражнения на развитие вестибулярного аппарата — катание на мяче и качелях (вместе со взрослым), разного рода “самолетики”, “лошадки”, да хоть просто катание ребенка “бревнышком” по кровати — лишь бы все участники получали удовольствие!

 

  • тактильные игры — всевозможные объятия, покачивания, щекотания (в том числе знаменитое “Идет коза рогатая…”) и все, что связано с прикосновениями. Заодно можно называть ребенку части его собственного тела, например, с такой присказкой: “Шла большая черепаха, и кусала всех со страху за… ушко! (легонько хватаем малыша за ухо, затем повторяем фразу, но в конце называем и показываем другую часть тела, и т.д.). Можно попробовать также простые пальчиковые игры вроде “Сороки-вороны…”, но многие дети проникаются их смыслом только в более старшем возрасте.
  • простейшие прятки — точнее, их вариант с общим названием “Ку-ку!”. Закрываем свое лицо или лицо ребенка ладонями, затем разводим их в стороны с восклицанием “Ку-ку!”, чуть позже можно прятаться за платок, занавеску или под одеяло, а также прятать игрушки или ручки и ножки самого малыша и сразу же “находить” их.
  • демонстрацию на собственном примере, что можно делать с игрушками — в этом возрасте чем проще, тем лучше; малышу достаточно освоить одно несложное действие, чтобы потом с удовольствием многократно воспроизводить его, наслаждаясь полученным эффектом. Особенной любовью пользуется принцип “нажми на кнопку — получишь результат” (правда, им лучше не увлекаться слишком сильно, чтобы не ограничивать развитие мелкой моторики ребенка).

 

 

 

Какие игрушки использовать?

 

Главное требование к игрушкам для детей младше года — физическая безопасность. Всё, что может быть оторвано, будет оторвано, а также помято и засунуто в рот — так уж устроены младенцы. Соответственно, перед покупкой игрушки обязательно необходимо удостовериться, что на ней стоит маркировка “0+”, а перед тем, как выдать её ребёнку, неплохо бы протестировать её на прочность: подергать за выступающие части, немного сжать в руках и т.д.

 

Второе важное требование к игрушкам — гигиеничность. Оптимальными являются легко моющиеся игрушки из силикона или специального пластика, допустимы также изделия из ткани и/или ниток, поддающиеся машинной стирке, игрушки из дерева и других натуральных материалов без токсичных пропиток и красок. Бумага, целлофан, металл, фольга, резина, поролон опасны тем, что легко отрываются и откусываются — мелкими кусочками малыш может подавиться, а в местах с нарушенной целостностью легко скапливается грязь, слюна, пыль и т.д.

 

Хорошая новость, впрочем, состоит в том, что никаких специальных “развивающих” игрушек ребёнку до года, в общем-то, не нужно: весь мир для него — сплошная развивающая зона. Многие родители отмечают, что обычные бытовые предметы: кухонная лопатка, банка из-под кофе, тканевый чехол для белья и прочее — вызывают куда больший интерес, чем специально созданные и любовно выбранные в магазине погремушки и подвесы. Крутящиеся мобили, коврики с закрепленными на дугах игрушками, музыкальные кубы и прочие популярные приспособления нужны в большей мере родителям — ребёнок может увлечься ими на 10-15, а иногда и 20-25 минут, что даст маме или папе небольшую передышку; решающей роли в развитии младенца их наличие или отсутствие определенно не сыграет.

 

“Базовый” набор игрушек для младенца может выглядеть так: две-три яркие погремушки, несколько прорезывателей с разным рельефом, подвесные игрушки для коляски или автокресла; в период, когда малыш начнет ползать и уверенно сидеть, пригодится неваляшка, набор вкладывающихся друг в друга стаканчиков, мягкие кубики для первых башен, небольшой мяч. Всё остальное найдется в кухонных шкафах, бельевых ящиках и других уголках квартиры и ни на йоту не уступит в развивающем потенциале специально разработанным детским товарам.

 

Играйте с удовольствием!  

Продолжение здесь.

Поделиться
Класс

Время с детьми

Выбор редакции

В Финляндии мамы на выписку из роддома получают коробку от государства. Что это такое? Рассказываем
"Бывшие мальчики". Пермская гимназия сделала проходной балл для девочек выше, чем для мальчиков
Ученые говорят, что женщины с детьми — лучшие работники по сравнению с остальными
В Интернете появилась реклама цыганского лагеря. Вы должны это видеть!
5 простых блюд для малышей от 1 года
Аллергия и ОРВИ – как Полиоксидоний может помочь справиться с весенним обострением
Как договориться с бабушкой: советы психотерапевта
Как развивать мышление двухлеток через вопросы