Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика

Основатель

Философ и педагог Рудольф Штайнер.

Суть метода

— помочь ребенку развить заложенные в нем от природы возможности.

Основные идеи:

  • Вальдорфская педагогика не ставит себе целью развитие интеллекта малыша, считается, что до школы ребенка нельзя учить читать и писать. Маленький ребенок постигает мир, пробуя все сам. В требования педагогов входит запрет на радио, кино и телевидение.
  • Методика запрещает оценивать ребенка. Оценка — как отрицательная, так и положительная — считается вмешательством в естественное развитие. Ребенок, ожидающий оценки, действует из желания добиться похвалы.
  • В Вальдорфских студиях изучают народную культуру и разнообразные виды художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы, изобразительное искусство пронизывают жизнь детей. Они проигрывают сказки, изображают сказочных персонажей.

Помимо занятий искусствами, широко практикуются разные формы ручного труда и ремесла. К ним относится привлечение детей к домашнему хозяйству (выпечке печения, хлеба, приготовлении салатов, сервировке стола, уборке помещения), рукоделие и овладение различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков.

43.63 КБ
Вальдорфская студия

  • Важным содержанием жизни детей является игра. Помимо свободной игры, здесь практикуются особые игры-хороводы — «райгены». Например, дети движениями показывают, как растет и распускается цветок, деревья качаются на ветру, как движутся разные животные, как работают люди разных профессий. Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ.
  • Основой программы занятий является ритм и повторение. Уделяется много внимания тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы малышей сохранялись неизменными. Считается, что так мы получаем возможность приблизиться к ритму природы, а через природу – к своим собственным ресурсам.
  • Особое внимание уделяется детским взаимоотношениям. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать ценность и уникальность каждого ребенка.

Спорные моменты

  • Сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его «высшим духовным телам». Согласитесь, что цель весьма неконкретна, потому что апеллирует к понятиям, которые невозможно ни пощупать, ни измерить.
  • Учителя Вальдорфских школ настаивают на том, чтобы дети лечились гомеопатией и были далеки от СМИ. Эти же требования касаются и их родителей.
  • Вальдорфская педагогика ориентирована, в основном, на творческое и духовное развитие личности. Эта среда, вряд ли, сможет достойно развить ребенка с техническими способностями.
  • Выпускники школ и детских садов системы не всегда легко потом вписываются в среднестатистические учебные заведения, в компанию «обычных» детей. Они привыкли к дружественной, творческой и очень «оберегающей» среде. Вероятно, что таким деткам будет трудно столкнуться с отсутствием индивидуального подхода учителей или, скажем, дедовщиной в классах. Поэтому, если ребенок ходит в Вальдорфский детский сад – оптимально сразу присмотреть для него школу в аналогичной системе образования.

Полезные ссылки

Огромное количество информации о Вальдорфских студиях в России

Вальдорфские детские сады в Москве

Вальдорфские школы в Москве

Вальдорфские студии в Москве

Школа — сад «Путь зерна»

Семейный клуб «Росток»

Студия «Капелька»

Студия «Колобок»

Поделиться
Класс

Методики развития и воспитания

Выбор редакции

Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника