Как развить креативность у дошкольника
Еще 10 статей на тему: Рисование: как, когда и где учиться
Как научить ребенка рисовать Детские клубы Как выбрать секцию для ребенка? Нетрадиционное рисование Рисование для дошкольников Рисование для малышей Рисование для школьника Центры раннего развития Художественные школы Москвы 33 набора для рисования на AliExpress — на любой вкус, цвет и кошелекКак развить креативность у дошкольника
Первые годы жизни ребенка – самые важные и ценные для его будущего, так как навыки и знания, которые человек приобретает в детстве, служат основой для всей его последующей жизни. Поэтому современные родители стремятся как можно полнее использовать возможности этого периода и все больше внимания уделяют раннему развитию детей. Причем речь идет не только об интеллектуальных и физических, но и о творческих способностях. О том, как развить креативность у детей дошкольного возраста, расскажет педагог и эксперт по раннему развитию Светлана Дегтярева.
Что такое креативность и почему она так важна?
В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных решений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально свойственная каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Так что если вы хотите, чтобы ваши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать уже с дошкольного возраста.
Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.
Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть.
Специалисты в области дошкольного образования подчеркивают важность родительского участия в воспитании креативности у детей. Именно от семьи зависит одно из важнейших условий, необходимых для достижения желаемого результата – создание благоприятной для творчества атмосферы. К тому же, из всех взрослых именно с родителями ребенок имеет самую сильную эмоциональную связь. Малыш любит маму и папу, с удовольствием проводит с ними время и получает от этого огромное количество положительных впечатлений. А значит, при правильном подходе, занятия с родителями будут продуктивнее.
Еще один важный момент заключается в том, что, в отличие от групповых занятий, внимание взрослого сосредоточено на одном малыше, а не делится между несколькими детьми. И, наконец, если в процесс включаются оба родителя, ребенок получит более разнообразный творческий опыт. Это связано с тем, что мамы и папы обычно выбирают разные подходы и методы, из-за чего занятия охватывают более широкий спектр упражнений.
Воображение бывает разным
В основе креативности лежат фантазия и воображение. Если обращаться к терминологии, то под воображением обычно понимают способность представлять некий объект, удерживать его образ в сознании и манипулировать им.
В зависимости от ситуации, эта способность может проявляться с разной степенью интенсивности. Самая простая и распространенная форма проявления воображения – это сны. Когда мы спим, мы не контролируем возникающие образы, не можем ими управлять и воспринимаем их независимо от своего желания, занимая пассивную позицию наблюдателя. Более активная фаза проявляется в мечтах, в которых мы формируем некие картины, которые кажутся нам приятными или желательными. Следующая стадия – воссоздающее воображение, которое «включается», например, при чтении книг. По описанию героя, иногда довольно схематичному, мы представляем себе его образ, и в дальнейшем применяем его к событиям, описанным в произведении. И, наконец, пиковая форма проявления воображения – это творческий процесс, то есть создание абсолютно оригинальных образов и идей, не существовавших до этого.
Необходимо учитывать, что воображение во многом опирается на жизненный опыт, поэтому, чем старше мы становимся, тем больше материала и инструментов получает в свое распоряжении наша фантазия, а значит, и увеличиваются ее потенциальные возможности. Откуда же тогда взялось убеждение, что у детей воображение более развито, спросите вы? Все просто – ребенок легче принимает воображаемые искажения реальности (поэтому ему, в частности, проще поверить в сказки и сопереживать их героям), а кроме того, у него больше поводов использовать воображение. Взрослые же люди, имея огромный запас знакомых образов и умея их комбинировать, в основном предпочитают использовать уже проверенные готовые решения для типичных задач.
Тренируем фантазию
Игра для ребенка – это возможность узнать новое. Именно в увлекательной форме игры дети знакомятся с миром: первые развивающие игрушки помогают младенцам развить осязание, зрение и слух, затем они учатся ползать и ходить с помощью более мобильных игрушек, а после переходят к ролевым играм, которые способствуют развитию социальных навыков и воображения. Формируясь в процессе игры, воображение проникает и в другие сферы жизни, в первую очередь, в творчество.
Лучшим возрастом для развития нестандартного, креативного мышления будет период, в который формируется воображение – то есть от трех до семи лет. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ей. Это можно заметить даже по тому, как ребенок играет. Например, часто дети используют в игре реальные предметы для замены неких воображаемых вещей и объектов: так, швабра может стать быстроногим скакуном, фломастер – волшебной палочкой, а пустая картонная коробка – космическим кораблем. При этом малышам 3-4 лет необходимо, чтобы заменяющий предмет был похож на замещаемый, а для детей более старшего возраста это сходство может быть достаточно условным. Постепенно необходимость в самом предмете сходит на нет, и ребенок учится манипулировать с воображаемым образом безо всякого подкрепления «извне».
Еще одно изменение, которое происходит в процессе взросления – управление фантазией. Чем старше становится ребенок, тем более активно он учится пользоваться своим воображением. Так, младшие дошкольники не ставят перед собой цели что-то придумать, и их фантазия проявляется спонтанно. А вот дети постарше уже могут создавать образы целенаправленно. Это проявляется и в творчестве: занимаясь рисованием или лепкой из пластилина, малыши приступают к работе, еще не имея в голове образа законченной картинки или фигурки и придумывая детали «на ходу». С возрастом же они начинают заранее планировать, что именно им хочется вылепить или нарисовать, и подбирают материалы и цвета, необходимые для реализации этой идеи.
Игры разные нужны
Развивающие игрушки могут стать хорошим помощником для стимуляции воображения. Например, конструкторы развивают пространственное мышление, головоломки – логику, а наборы для творчества – эстетический вкус.
Отдельно стоит сказать про наборы для игры «в магазин», «в чаепитие», «в школу» и так далее. Такие игрушки способствуют тренировке социальных навыков, так как дети учатся общаться друг с другом, договариваться и мирно решать споры, а кроме того, служат отличной тренировкой воображения. Дети моделируют игровую ситуацию, придумывают сюжет игры, решают, как персонаж должен поступить в том или ином случае… Придумывая и распределяя роли в игре, дети учатся держать во внимании некий образ и манипулировать им длительное время.
Все ответы – правильные
Для того, чтобы простимулировать воображение ребенка, достаточно ввести в игру элементы развивающего обучения. Например, когда малыш строит домик из кубиков, можно спросить, кто бы мог в нем жить. Также можно предложить ребенку пофантазировать над какой-либо ситуацией, и с помощью наводящих вопросов помочь ему придумать историю.
Полезны будут и задачи на логику – попросите ребенка объяснить, что общего у каких-либо предметов, или придумать как можно больше способов использования какого-нибудь простого предмета (карандаша, чашки, листка бумаги).
Существует множество готовых заданий, которые вы можете использовать для тренировки воображения своего ребенка, но это не мешает вам придумывать свои собственные – ведь вы как никто другой знаете, что будет интересно именно вашему ребенку.
Главное, помните ряд правил:
• не критикуйте успехи ребенка: здесь нет неправильных ответов и ценна любая идея, которую подскажет фантазия;
• позвольте ребенку самому найти решение. В случае необходимости можно мягко помочь ему, например, задать наводящие вопросы, но избегайте подсказок и готовых ответов;
• при первых признаках скуки лучше переключиться на другую игру. Занятия должны быть интересными, и если малыш начинает отвлекаться, стоит завершить игру. Можно пообещать, что вы продолжите ее позже, тогда у ребенка появится дополнительный интерес, и он с удовольствием включится в игру в следующий раз;
• у малыша должна быть возможность выбирать вид деятельности. Не нужно заставлять его заниматься решением логических задачек, если он хочет порисовать;
• поощряйте любопытство: самостоятельный поиск ответов на вопросы способствует развитию воображения.
Для всех родителей их дети всегда будут самыми лучшими, ведь каждый малыш уникален и талантлив по-своему. Не воспринимайте профессиональные рекомендации по развитию креативности как руководство к действию и ориентируйтесь в первую очередь на интересы и характер своего ребенка. В любом случае, в таких занятиях важен не столько результат, сколько время, проведенное вместе.
Татьяна Суторма, консультант: Светлана Дегтярева, педагог, эксперт по раннему развитию компании ELC – Центр раннего развития
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2014