“Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…”

в избранное
“Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…” 1

Как же сложно следить за своей речью. Все мы головой понимаем, что можно говорить ребенку, а что говорить не стоит. Но ведь взрослые – это всего лишь взрослые, а не запрограммированные машины. У всех нас есть чувства, желания, проблемы. Есть устлалось, обида, злость и очень часто ребенок попадает «под горячую руку». К чему же это может привести? Мы, таким образом, программируем ребенка. Он начинает верить, что он - неудачник, некрасивый, глупый и у него ничего в жизни не получится. Самооценка на нуле. В итоге - комплексы и ненависть к родителям.
Даже одна из самых распространенных фраз "Не лезь – упадешь!" - по сути неправильная, она программирует на падение. А если добавить к ней "Без мамы не ходи – упадешь" – это программирование на то, что ребенок ничего сам не может и без мамы никто, неудачник.
Давайте попробуем составить список фраз, которые стоит исключить из употребления:
1. “Осторожно – ты сделаешь себе больно!”
В понимании ребенка: “У тебя ничего не получится. Что же происходит, если постоянно опекать ребенка? На своих ошибках ребенок учится. К сожалению, родители не всегда могут передать свой опыт. Ребенок сам, методом проб и ошибок приходит к самостоятельности. Если Вы боитесь, когда ребенок скатывается с высокой горки, катается на качелях, можно ему сказать предупредительную фразу: “Ты можешь себе сделать больно”. Так вы передадите ребенку ответственность. Также Вы можете сказать, что боитесь, переживаете, когда он так делает.
2. “Ты невыносим!”
В понимании ребенка: “Ты маленькое чудовище, я не могу тебя больше терпеть.” Вас раздражает его поведение, а не сам ребенок. Всегда говорите в таких случаях, что Вы не можете терпеть такое поведение, а не самого ребенка. Можно сказать: “Я не доволен таким поведением”.
3. “Ты сводишь меня с ума!”
В понимании ребенка: “Я виноват, меня не любят”. Когда Вы произносите такие слова, ребенок чувствует себя виноватым. Вы навязываете ему мысль, что любить Вы его будете только в том случае, если он будет хорошо себя вести. Это своего рода шантаж, потому что малыш со временем отказывается от своего Я, чтобы подчиниться родителям. Лучше сказать: “То, что ты сделал - плохо”. Ребенок живет не для того, чтобы угождать своим родителям. Он может ошибаться, не преследуя при этом идею кого-то разочаровать.
4. “Если ты так будешь себя вести, - не получишь шоколад, не пойдешь гулять и т.д.”
В понимании ребенка: “Родители меня не любят”.
Если Вы постоянно угрожаете наказанием, но потом не сдерживаете своих обещений, то со временем теряете авторитет в глазах ребенка. Лучше говорите, что если он чего-то не сделает, то Вы разозлитесь. Ребенок примет это к сведению. Если вы все же сказали, что не дадите смотреть мультфильмы - сдержите свое слово.
5. “Ты посмотри на свою сестру, брата…”
В понимании ребенка: ”Моя сестра лучше меня”. Ставя в пример ребенку кого-то из близких, Вы только усиливаете зависть и горечь. И ребенок понимает - что бы он не делал, все бесполезно, потому что его сестра лучше. Если хотите, чтобы он постарался что-то выполнить, так и говорите: “Постарайся, пожалуйста, и у тебя все получится”.
Дети думают, что когда родители сердятся на них, они перестают любить. Представьте себя на минуту маленьким ребенком с такими мыслями – становится страшно. Именно поэтому высказывать недовольство надо не ребенком, а его поведением. И аккуратно выбирать слова, чтобы малыш понял, что именно не нравится маме.
Также по теме:
Ю.Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”
“Какие советы мы даем детям?”
____________________

Автор - Александра Смит, мама и автор блога “Все мы родом из детства”

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (2):
MiniBambini 21.05.2012 11:23 #

Вопрос самоконтроля при общении с ребенком - первоочередный. Однажды на тренинге, как раз по техникам позитивного общения, нам рассказали про поведенческие паттерны, которые есть у животных.
Например, оса: она откладывает яйцо, закапывает его в теплую землю, убегает ловить, кажется, кузнечика, тащит его за усики к яйцу, закапывает рядом, чтобы личинка осы могла питаться.
Был проведен эксперимент: пока оса бегала - личинку выкопали - так та все равно продолжала носить кузнечиков к пустой норке, хотя и видела, что норка пуста. Потом оторвали у кузнечика усики - и она побежала за новым кузнечиком - у того тоже не было усов. Она не могла притащить кузнечика ни за лапки, ни за что-то еще, так и бегала - пока личинка не умерла от голода.
Вот и некоторые люди, находятся в ловушке своих поведенческих паттернов, как осы. Осознав это, любому взрослому может стать стыдно за свою "осиную натуру", но лишь единицы зададут себе вопрос: Я - оса или человек разумный?
То есть "осам" проще общаться на языке непринятия: ты меня бесишь, мне стыдно за твое поведение, все дети как дети, опять ты все раскидал и пр. Так общались их мамы и бабушки. И они так впитали с молоком. Это и есть - паттерны, только уже речевые. А по-новому - нужно стараться, себя контролировать, исправляться. Кому этого хочется.

emiller 22.05.2012 13:39 #

это из НЛП?

MiniBambini 23.05.2012 12:39 #

Нет, это из личного опыта

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .

Прямой эфир