Как уладить конфликт с шефом

Как уладить конфликт с шефом

Работаешь, не жалея времени и здоровья, а шеф всё равно придирается и «пилит». Что стоит за конфликтом с начальством и как можно его уладить?

Вариант 1. А ведь босс прав!

Бывает, что начальство предъявляет вполне оправданные претензии, хотя это и нелегко признать. Основные признаки того, что критика босса справедлива:

— Его претензии регулярно повторяются и предъявляются к одним и тем же аспектам вашей работы (к срокам сдачи, к деталям и т.п.).
— Он критикует ваше профессиональное поведение или отношение к работе, но не вас самих как личность (и уж тем более не как женщину).
— Он указывает на последствия ваших действий – например, из-за того, что вы все время опаздываете с отчётом, предприятию начисляется штраф и это ударяет по бюджету.
— Ваши действия (независимо от начальства) критикуют и другие коллеги, доказывая фактами, что ваши недоработки сказались и на них.
— Руководство старается критиковать вас не при всех (например, на собраниях), а индивидуально (чтобы не задеть ваше самолюбие) и в такое время, чтобы не отвлекать вас от сложных и неотложных задач.

Что это означает

Что босс прав. Вам надо скорее услышать и разобраться, в чём не правы вы, перестроиться и начать чётко выполнять требования босса.

Что можно сделать

-Искренне признайте, что претензии справедливы.
— Ещё раз уточните (и запишите для себя) круг своих обязанностей, порядок их выполнения и чёткие критерии оценки вашей работы.
— Возможно, вы чего-то не понимаете. Не бойтесь это показать – это лучше, чем вводить в заблуждение себя и других. Спросите, где можно получить недостающую информацию или набраться опыта.
— Если по вашей вине предприятию или подразделению нанесен какой-то ущерб, предложите хороший выход из создавшейся ситуации. И лучше не один, а несколько.
— Начните выполнять свою работу согласно уточненным требованиям и критериям оценки и попросите начальство регулярно оценивать вашу работу. Хотя бы в ближайшее время.
— Искренне без заискивания поблагодарите начальство за терпение и понимание, за то, что вам предоставили шанс скорректировать работу и набраться опыта. Ведь вам важно это доверие. Не так ли?

Чего делать не надо

— Заискивать и показывать, что боитесь увольнения, штрафов и других наказаний.
— Ругать себя, впадать в уныние и занижать свою самооценку. Ошибки бывают у всех! И ваше руководство – не исключение. Возможно, босс помнит об этом и именно поэтому дает вам шанс исправиться.
— Строить из себя «жертву репрессий», жаловаться, привлекать к ситуации коллег и вышестоящее начальство. Возьмите на себя ответственность за свои просчеты и устраните их. Именно так ведут себя профессионалы.
— Переходить в ответное наступление и обвинять начальство или коллег, выдавать пассажи из серии «сами дураки»! Так ведут себя лишь незрелые личности.

Вариант 2. А вы… вы… самодура!

Вы делаете свою работу хорошо и соответствуете всем профессиональным критериям, но просто не нравитесь руководству. Особенно часто такое встречается в чисто женских коллективах.

Основные признаки того, что вы не нравитесь начальству:

— Босс критикует не столько ваши действия, сколько вас самих – как личность (как женщину). Придирается к внешнему виду, манере ходить, говорить, и вообще ко всему, что напрямую к вашим обязанностям не относится.
— В тоне разговора прослеживаются явные нотки презрения и высокомерия. Порой вы чувствуете, что, делая вам замечание, босс явно получает удовольствие.
— Придирки случаются каждый раз по разному поводу и всегда в неподходящее время. Логику претензий порой отследить невозможно.
— Как правило, вас критикуют «при всех».
— Что касается работы, босс даёт нечеткие указания, не ставит конкретных сроков, отказывается называть проверяемые критерии оценки вашей работы.

Что это может означать

— Вы сами допускаете, чтобы с вами так обращались и носите маску жертвы не только в этой ситуации.
— До вас на этой позиции работал местный «козёл отпущения» и теперь эта роль вместе с должностью перешла «по наследству» к вам.
— Вы, сами того не зная, наступили шефу на какую-то «больную мозоль».
— Он хочет видеть на этом месте другого человека.
— У босса есть проблемы психологического и личного характера, может быть, ваш начальник таким способом пытается поднять самооценку, а других способов просто не знает.
— С равными себе и теми, кто стоит выше, ваш босс конкурировать не решается, но ему этого очень хочется и он «отрывается» на вас.

Что можно сделать

— Вежливо, но твёрдо пресекайте любые попытки начальства перейти в критике на личности. Помните: руководство имеет право оценивать только ваши профессиональные качества и поведение.
— Оставайтесь спокойной – те, кто придираются по мелочам, хотят выбить нас из равновесия! Ведь в таком состоянии мы легко можем стать объектами манипуляций.
— Несмотря ни на что, попробуйте ясно и чётко договориться о том, что входит в ваши обязанности, каков порядок и сроки выполнения работ и каковы критерии оценки вашей работы.
— У таких людей очень остра потребность в признании и восхищении! Комплименты должны быть искренними и неожиданными, но ни в коем случае не заискивающими. Но есть риск превратиться в «придворного» на всю оставшуюся жизнь. Разве вы этого хотите?
— Можно вступить в коалицию с начальством вашего босса (если оно есть). Такие люди зачастую признают только тех, кто выше их по иерархии. Но в этом случае будьте готовы к тому, что вас постоянно будут пытаться подставить как в мелочах, так и по-крупному.
— На всякий случай имейте «в кармане» запасной вариант трудоустройства. Независимость – лучшая подстраховка!

Чего делать не надо

— Безропотно принимать на себя роль жертвы.
— Демонстрировать волнение, страх, раздражение или агрессию.
— «Забивать» на работу, нарушать рабочее расписание.
— Обсуждать и жаловаться на начальство в соцсетях, рабочей и личной переписке, курилке и т.п.

Вариант 3. Самое слабое звено

Вы с работой справляетесь на «отлично», а ваш босс – на «троечку». Результат общей работы неудовлетворителен, и начальник получает за это «по шапке» от своего руководства. Он расстраивается, злится и пытается переложить на вас (а возможно и на других сотрудников) ответственность за этот неуспех.

Как распознать такого шефа

— Он всегда задерживает ту часть работ, которая зависит непосредственно от него: совещания, указания, планирование, координирование, оценка работы и ситуаций.
— Он все делает неточно, как бы оставляя простор для трактовок: даёт указания, ставит сроки, обозначает критерии оценки, координирует работу сотрудников. Всё это как бы есть, но он всегда может это повернуть в выгодную для себя сторону.
— Вы и другие коллеги слишком часто работаете сверхурочно.
— Когда босс вас критикует, он то и дело ссылается на «вышестоящее начальство».
— Видно, что он боится принимать чёткие и быстрые решения — ждёт указаний сверху.

Что это означает

— Ваш босс не является или не чувствует себя главным. Возможно, у него недостаточно полномочий или авторитета в глазах его руководства.
— Он боится сделать ошибку – либо ему не хватает опыта, либо он уже однажды совершил промах и последствия были пугающими для него, либо он просто боится своего начальства.
— Ваш босс при определенном стечении обстоятельств будет готов пожертвовать любым сотрудником, лишь бы вытащить себя.

Что можно сделать

— Нацелиться на место босса. Для этого достаточно работать больше и успешнее и доводить информацию о своей работе до самого высокого руководства. Многие так и делают. Но если вы не хотите, чтобы однажды с вами обошлись точно так же, не торопитесь. Помните: всё зло возвращается нам в двойном размере.
— Стать союзником и соратником босса, оказывать ему всяческую поддержку и консультации. Превратиться в этакую «мамочку» и работать за себя и «за того парня».
— Ничего не менять и просто принимать его таким, как есть; еще лучше — найти, чему у него поучиться.
— Как и в предыдущем варианте, хорошо бы иметь «запасной аэродром». Ведь, повторюсь, такие боссы всегда готовы пожертвовать кем-то из сотрудников и свалить на них всю вину за неуспех.

Чего делать не надо

— Доверять таким людям. Как правило, внутренне они довольно слабы и трусливы. И на руководящих должностях, по крайней мере, на одном месте надолго не задерживаются.
— Понижать собственную самооценку.
— Критиковать босса в ответ. Такие люди очень злопамятны. Вы-то уже забудете, а он – нет!

Вариант 4. Очень ценный кадр

Вы выполняете свою работу хорошо, но босс никогда не хвалит вас. Более того, он то и дело придирается (причём, как правило, публично и эмоционально), то к одним сотрудникам, то к другим. У вас часто возникает чувство, что он стравливает вас и ваших коллег между собой…

Это можно заподозрить, если:

— Ваш босс умен и ироничен, любит задавать неудобные вопросы.
— Он все время стремится сделать уникальный продукт.
— У него сложные отношения с собственным начальством. Он постоянно ждёт от него признания. И авторитетом для него, как правило, является только собственный босс. Да и то с оговорками…
— Его придирки выражаются в довольно эмоциональной форме, и после них вы себя чувствуете подавленной. Однако спустя какое-то время появляется желание доказать, что они несправедливы и вы работаете хорошо!

Что это означает

— Скорее всего, ваш босс считает, что похвала снижает трудовые порывы сотрудников. И что лучше всего люди работают, когда стремятся к похвале, но не получают её.
— Возможно, он считает, что для результата полезно, когда сотрудники постоянно конкурируют друг с другом. Для этого он пилит то одних, то других.
— Сам босс очень зависим, как от похвал, так и от критики. Скорее всего, в детстве его хвалили мало, а критику он хотя и воспринимает болезненно, но использует для того, чтобы постоянно совершенствоваться.
— Как правило, такие люди нацелены на очень высокие достижения, но не замечают, что даются они им и их сотрудникам слишком высокой ценой.

Что можно сделать

— Попробуйте с уважением отнестись к тому, что такие руководители всегда хотят сделать что-то уникальное – для компании в целом это хорошо! И такая стратегия управления, хотя и довольно болезненна, а порой и невыносима, иногда и правда помогает добиться удивительных результатов.
— Если оригинальные идеи и технологии – ваша сильная сторона, высказывайте их, отстаивайте и внедряйте! Такие руководители уважают и ценят предприимчивых сотрудников, держатся за них и продвигают по карьерной лестнице. Впрочем, от придирок все равно не защищает!
— Боссы такого склада ценят, когда сотрудники видят их исключительные профессиональные качества и находят способ перенять эти навыки и опыт. Открыто учитесь у них и благодарите за предоставленную возможность!
— Реагируйте на критику спокойно. Хотя бы внешне. Это сделать просто, если помнить, что вы – в любом случае Ценная Личность, и не ошибается тот , кто ничего не делает.
— Если вам совсем некомфортна такая атмосфера, можно мягко заявить, что постоянные придирки и конкуренция не вдохновляют вас на хорошую работу.

Чего делать не надо

— Втягиваться в спровоцированные начальством конфликты с коллегами.
— Злорадствовать, когда босс придирается не к вам – подождите, будет и на вашей улице «праздник».
— Добиваться признания и похвалы от начальства – он не умеет хвалить и признавать. Оставьте это.
— Оправдываться и принимать критику босса близко к сердцу – по большей степени, для него это игра, так зачем же вам принимать ее всерьез?
— Выражать раздражение и агрессию по отношению к начальству – такие люди, сами того не сознавая, как раз и ждут от вас всплеска эмоций (любых – даже негативных). А вот если вы им не дадите этого, они переключатся на других, а вас чаще будут оставлять в покое.

Возможно, у вашего местного «деспота» вы найдёте сразу несколько вышеперечисленных признаков. Но в любой ситуации главное помнить: как мы относимся к людям, так и они со временем начинают относиться к нам. Поэтому, каким бы затяжным и нервным ни был ваш конфликт с боссом, вы всегда можете или найти себе другую работу, или выстроить отношения с ним иначе. Всё в ваших руках!

Наталья Котова

Источник: «Женские секреты»

Поделиться
Класс

Работа и развитие женщины в декрете

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника