Жадинами не рождаются, жадинами становятся

Жадинами не рождаются, жадинами становятся

Мама Коли, миловидного голубоглазого мальчика четырех лет, призналась: « Я совершенно не могу никак с Колей справиться. С самого рождения мальчику ни в чем не отказывали, а делиться не хочет ни в какую! Упирается: «Не дам», и ничего с этим поделать невозможно. Мы его ругали и уговаривали, даже жадиной называли. В ответ только слезы или истерики.

На занятиях психолог предложил Коле следующую игру, с которой гипотетический жадина успешно справился. Врач предложил мальчику выбрать из ряда его игрушек и вещей те, которые, по его мнению, брать нельзя, а отдельно сложить те, которыми он готов с ней поделиться. В результате маленький пациент смог найти книгу, которую ему не жалко было предложить, и они закончили занятие совместным чтением.

Маленький ребенок ощущает и познает себя, а иногда и оценивает через те знания, которые он черпает из окружающего мира. В это широкое понятие входят не только близкие люди, но и вещи, игрушки, все, что окружает кроху. Особенности детской психики способствуют тому, что он воспринимает все эти вещи не как отдельные, а как продолжение себя. А попробуйте вспомнить свои ощущения, когда ваш малыш был совсем мал. Первыми инстинктивными ощущениями, если кто-то не очень близкий вам брал его на руки, был протест: «Не трогайте. Положите на место. Это мой малыш». Это совершенно естественный инстинкт защиты детеныша, и проистекает он из-за того, что мама ощущает свое новорожденное дитя как часть себя. То же самое происходит и с Вашим ребенком. Если у него кто-то хочет забрать важное и ценное, это для него грубое посягательство на его мир. Для него предмет отдачи не просто машинка или кукла, для детского сознания это равносильно стремлению забрать у него палец или ухо. Да-да, не удивляйтесь. При этом взрослый продолжает свои уговоры, настаивает, тогда в сознании ребенка возникает мысль: «если он так хочет, чтобы я отдал мое, то, наверное, он больше любит младшего братишку Женю или соседскую девочку Настю».

Не нужно думать, что жадность – это врожденное и естественное качество. Формированию жадности, как правило, способствует неправильное поведение взрослых, основанное в первую очередь на непонимании потребностей и желаний малыша. Под давлением порицаний взрослого малыш начинает чувствовать себя плохим, но причины обвинений он не понимает. Он может даже отдать требуемую игрушку другому малышу, чтобы заслужить похвалу родителей. Но будет ли в этом действии какой-либо педагогический эффект?! Так называемая детская жадность – это проявление территориального инстинкта. Своими игрушками ребенок как бы определяет и демонстрирует другим границ себя. При этом, не обязательно, что со всеми игрушками он будет играть в данный определенный момент, например, все мы сталкивались с ситуацией, когда в песочнице малыш разложит свои формочки и с ними не играет, но трогает их категорически запрещает.

Как же быть родителям?

  • Признайте ребенка полноправным хозяином его игрушек. Прося поиграть какую-либо игрушку или вещь, мы не только пытаемся отучить малыша от «жадности», мы поддерживаем очень важное для ребенка чувство самоценности. Именно ощущение недостаточной самоценности толкает ребенка, на бессознательном уровне, на болезни, на проявление жадности и на агрессивное поведение.
  • Если Вы хотите поощрить ребенка, который делится с Вами своими вещами, не хвалите его абстрактно: «Какой ты молодец!», лучше скажите: «Я так рада, что ты научился делиться» или «Ты заметила, как приятно дарить кому-то радость?!»
  • Попробуйте поиграть с малышом в ролевые игры или разыграть сценки с персонажами кукольного театра, в которых герои охотно делятся друг с другом.
  • Если Вы видите, что малыш «зажадничал», не втягивайтесь в эту сцену эмоционально. Не обращайте внимания на реакцию соседей или знакомых по песочнице, просто спокойно соберите игрушки ребенка в пакет, возьмите его за руку и пойдите в сторону дома, а когда почувствуете, что малыш успокоился, можно обсудить сложившуюся ситуацию.
  • Обычно всплески обостренной жадности имеют свойство возникать в самой неподходящей обстановке. Например, такое часто бывает при приходе гостей. Чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций, можно заранее обсудить с малышом, какие игрушки или вещи он считает «неприкосновенными» для посторонних и спрятать их на время визита друзей или родственников. Не забудьте обсудить и те игрушки или книги, которыми можно будет играть. Напоследок поиграйте вместе с ребенком с разрешенными игрушками, чтобы еще раз закрепить их в его памяти.

Существует ли какая-то профилактика от внезапных вспышек чувства собственничества? Вы, наверняка, запрещали малышу рисовать на обоях или ругали за разбросанные повсюду игрушки. Если перевести эти Ваши действия на детский язык, то Вы не позволяли ребенку расширить границы собственного пространства. Если у малыша мало возможностей заявить о себе, нет зоны, в которой он может играть по своему усмотрению, с пресловутым: «Не дам» Вы будете встречаться часто. Попробуйте разрешить ребенку рисовать повсюду. Это вовсе не означает, что через месяц Вам придется делать ремонт во всей квартире. Можно прикреплять к стене листы бумаги или примагничивать их к холодильнику. Наиболее удачные работы маленького удожника потом можно будет развесить по всей квартире, что также приведет к повышению самооценки и чувства собственной значимости вашего малыша. Интересной забавой может стать рисование пальчиковыми красками, они нетоксичны, и сделаны специально для рисования руками. Можно сделать яркий отпечаток маленькой ладошки. Можно обвести ладошку по контуру карандашом, а потом раскрасить разноцветными красками. Только не забудьте подстелить клеенку или газеты, а на малыша надеть фартучек, чтобы игра не закончилась огорчением и долгой уборкой. После окончания занятия распределите с малышом обязанности по уборке рабочего места.

Для заботливых и внимательных родителей очень важно не забывать, что странное или неправильное с взрослой точки зрения поведение малыша – это лишь сигнал о помощи, который необходимо правильно расшифровать. В этом вам обязательно поможет ваша любовь к крохе!

Материал предоставлен сайтом «Умный ребенок».

Поделиться
Класс

Детская психология

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться