Воспитание: учим ребенка главным словам

Воспитание: учим ребенка главным словам

Ваш малыш уже имеет в запасе неплохой «словарь» и даже произносит некоторые простые фразы. Вы учите его названиям новых для него предметов и явлений, радуясь успехам. Именно в этот момент пора обратить внимание на то, что в числе первых в речи ребенка непременно должны появиться слова и короткие выражения, позволяющие ему облегчить коммуникацию и повышающие его безопасность. Каким же главным словам следует научить кроху в самом раннем детстве?

Просьба о помощи

Пока ребенок маленький, помощь взрослых нужна ему постоянно. Но родители не всегда могут быть рядом, предугадывая желания и намерения своего чада. Ребенок должен уметь попросить взрослых помочь ему, если нужно. Начиная от обращения к воспитателю в детском саду с просьбой завязать шнурки (в 2-3 года) и заканчивая умением привлекать внимание взрослых на улице в случае опасности (4 года и старше). В конце концов, ситуации в жизни бывают разные. Поэтому учим сначала фразу «Помоги мне», а после трех лет — «Помогите, пожалуйста», «Мне нужна помощь». Сразу показываем, что это нужно произносить громко и четко. И, конечно, если малыш обратился к вам со свежевыученной просьбой, вам необходимо ее выполнить для закрепления верного понимания.

Запреты

Обучение словам «нельзя» и «не надо» у многих родителей вызывает вопросы. Ведь это абстрактные понятия, их нельзя показать и дать потрогать. Однако жизненно необходимо, чтобы ребенок с самого раннего возраста правильно на них реагировал. Если планомерно повторять слово «нельзя» в одних и тех же ситуациях, при этом, не позволяя продолжать делать то, что вы запрещаете, малыш довольно быстро поймет смысл. Главное — последовательность. Если сегодня выдвигать ящик «нельзя», а завтра «ну ладно, давай посмотрим, что там лежит» — достичь верного понимания со стороны ребенка будет сложно.

Многие родители сегодня исповедуют идею, что детям ничего нельзя запрещать, и слово «нельзя» популярностью не пользуется. Современные психологи предлагают разделение ограничивающих понятий на «нельзя» и «не надо». «Нельзя» — это категорический запрет, используется он редко, только в случае, когда ребенку может угрожать реальная опасность. Крутить ручки газовой плиты нельзя, играть с ножом нельзя, трогать незнакомую собаку нельзя. Это же слово стоит применять в случае агрессивного поведения ребенка. Бить маму нельзя, кидать ботинок в соседского кота нельзя. Это сформирует понятие об уважении к живым существам. Запрет произносится строгим голосом, без улыбки и никогда не нарушается. Ребенок должен понимать, что если прозвучало «нельзя», то бесполезно капризничать и добиваться своего. А вот рисовать на обоях или рвать книжки — «не надо». Страшного ничего не случится, но все-таки обои жалко. Поэтому аккуратно, но настойчиво отвлекаем малыша от нежелательного занятия.

Понятие необходимости

Слово «надо» проще всего связывать с режимом дня и постоянными, непреложными действиями, которые ребенок под вашим руководством совершает каждый день, несмотря ни на что: умывание, обед, укладывание в постель. Со временем младенцу станет понятно, что «надо» соотносится с теми делами, которые неизбежны, независимо от его желания. Однако будьте готовы к тому, что пройдет не так уж много лет и чадо начнет требовать аргументов к каждому вашему «надо». Поэтому, чем чаще в раннем детстве «надо» будет совпадать с «хочу» (собственным или подсказанным вами желанием ребенка), тем меньше воспитательных проблем у вас будет в возрасте, когда количество необходимостей и обязанностей, свойственных коллективному воспитанию в детском саду и школе, сильно увеличится.

Выражение чувств

Немного позже, когда малыш начнет хорошо понимать вашу речь, стоит объяснить ему, что многое, о чем ему хочется визжать, топать ногами или дуться, спрятавшись под столом, можно выразить словами. Очень важно не только детям, но и взрослым — уметь говорить о своих переживаниях. В стрессовых ситуациях, во время ссор или семейных конфликтов всем будет проще, если каждый сможет сказать, что он чувствует.

Обязательно нужно научить ребенка не отмалчиваться, не замыкаться и не ждать, когда все вокруг догадаются, что у него на душе, а произносить «мне страшно», «мне грустно», «я злюсь», «я расстроен», «мне обидно». Родителям это облегчит понимание мотивов поведения наследника. А ему самому поможет избежать нервных расстройств и будущих комплексов, вызванных упрятанными внутрь переживаниями. Кстати, рекомендация касается и положительных эмоций. «Я так рад», «мне очень нравится», «мне приятно» — эти простые фразы научат ребенка делиться впечатлениями.

Быть вежливым

Первые простые для произношения вежливые слова, такие как «привет», «пока», «спасибо» малыши способны произносить к месту уже с полутора лет. Особенно если они слышат их в своем окружении постоянно. К трем годам пользоваться «волшебными» словами уже пора осознанно, пусть даже и с родительским напоминанием. Здороваться и прощаться полноценными «здравствуй» и «до свидания», благодарить не только за то, что дали в руки, но и за помощь, добавлять слово «пожалуйста» к просьбам — все это хорошо и быстро усваивается детьми, если они постоянно наблюдают, как это делают родители и члены семьи. В противном случае требование соблюдения этих странных ритуалов останется для них непонятным и, как следствие, будет игнорироваться.

Детям старше четырех уже можно объяснять, зачем все люди говорят вежливые слова: каждый хочет, чтобы к нему хорошо относились, чтобы ему помогали и считали хорошим человеком. Волшебные слова помогают нам быть хорошими. Сюда же можно отнести словесные шаблоны для знакомства со сверстниками: «Как тебя зовут?», «Давай дружить», «Давай играть вместе», «Можно мне играть с вами?».

Впереди у вас и вашего малыша еще очень много важных слов. Ему предстоит научиться говорить «нет» и отказывать тем, кому на первый взгляд отказать сложно. Ему понадобятся слова для выражения сложных чувств — любви, привязанности или разочарования. Появится и возможность блеснуть оригинальностью во время знакомства, не опираясь на шаблоны. Но с младых ногтей у человека должна быть уверенность в том, что подавляющее большинство жизненных вопросов он сможет решить именно с помощью слов.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Поделиться
Класс

Воспитание

Выбор редакции

Девушке в ресторане подали кусочек банана со свечой в качестве торта на день рождения
Тест. Сможете ли вы угадать цитаты из новогодних фильмов?
5 простых способов, как убрать лишний жир с бульона
20 отличных фильмов для новогоднего настроения. Некоторые лучше смотреть без детей
Маркетологи рассказали, что люди чаще всего дарят на Новый год
Как сэкономить время на продуктовом шоппинге?
Что подарить детям из детского дома
Семь опасных мифов о простуде!