Воспитание: учим ребенка главным словам

Воспитание: учим ребенка главным словам

Ваш малыш уже имеет в запасе неплохой «словарь» и даже произносит некоторые простые фразы. Вы учите его названиям новых для него предметов и явлений, радуясь успехам. Именно в этот момент пора обратить внимание на то, что в числе первых в речи ребенка непременно должны появиться слова и короткие выражения, позволяющие ему облегчить коммуникацию и повышающие его безопасность. Каким же главным словам следует научить кроху в самом раннем детстве?

Просьба о помощи

Пока ребенок маленький, помощь взрослых нужна ему постоянно. Но родители не всегда могут быть рядом, предугадывая желания и намерения своего чада. Ребенок должен уметь попросить взрослых помочь ему, если нужно. Начиная от обращения к воспитателю в детском саду с просьбой завязать шнурки (в 2-3 года) и заканчивая умением привлекать внимание взрослых на улице в случае опасности (4 года и старше). В конце концов, ситуации в жизни бывают разные. Поэтому учим сначала фразу «Помоги мне», а после трех лет — «Помогите, пожалуйста», «Мне нужна помощь». Сразу показываем, что это нужно произносить громко и четко. И, конечно, если малыш обратился к вам со свежевыученной просьбой, вам необходимо ее выполнить для закрепления верного понимания.

Запреты

Обучение словам «нельзя» и «не надо» у многих родителей вызывает вопросы. Ведь это абстрактные понятия, их нельзя показать и дать потрогать. Однако жизненно необходимо, чтобы ребенок с самого раннего возраста правильно на них реагировал. Если планомерно повторять слово «нельзя» в одних и тех же ситуациях, при этом, не позволяя продолжать делать то, что вы запрещаете, малыш довольно быстро поймет смысл. Главное — последовательность. Если сегодня выдвигать ящик «нельзя», а завтра «ну ладно, давай посмотрим, что там лежит» — достичь верного понимания со стороны ребенка будет сложно.

Многие родители сегодня исповедуют идею, что детям ничего нельзя запрещать, и слово «нельзя» популярностью не пользуется. Современные психологи предлагают разделение ограничивающих понятий на «нельзя» и «не надо». «Нельзя» — это категорический запрет, используется он редко, только в случае, когда ребенку может угрожать реальная опасность. Крутить ручки газовой плиты нельзя, играть с ножом нельзя, трогать незнакомую собаку нельзя. Это же слово стоит применять в случае агрессивного поведения ребенка. Бить маму нельзя, кидать ботинок в соседского кота нельзя. Это сформирует понятие об уважении к живым существам. Запрет произносится строгим голосом, без улыбки и никогда не нарушается. Ребенок должен понимать, что если прозвучало «нельзя», то бесполезно капризничать и добиваться своего. А вот рисовать на обоях или рвать книжки — «не надо». Страшного ничего не случится, но все-таки обои жалко. Поэтому аккуратно, но настойчиво отвлекаем малыша от нежелательного занятия.

Понятие необходимости

Слово «надо» проще всего связывать с режимом дня и постоянными, непреложными действиями, которые ребенок под вашим руководством совершает каждый день, несмотря ни на что: умывание, обед, укладывание в постель. Со временем младенцу станет понятно, что «надо» соотносится с теми делами, которые неизбежны, независимо от его желания. Однако будьте готовы к тому, что пройдет не так уж много лет и чадо начнет требовать аргументов к каждому вашему «надо». Поэтому, чем чаще в раннем детстве «надо» будет совпадать с «хочу» (собственным или подсказанным вами желанием ребенка), тем меньше воспитательных проблем у вас будет в возрасте, когда количество необходимостей и обязанностей, свойственных коллективному воспитанию в детском саду и школе, сильно увеличится.

Выражение чувств

Немного позже, когда малыш начнет хорошо понимать вашу речь, стоит объяснить ему, что многое, о чем ему хочется визжать, топать ногами или дуться, спрятавшись под столом, можно выразить словами. Очень важно не только детям, но и взрослым — уметь говорить о своих переживаниях. В стрессовых ситуациях, во время ссор или семейных конфликтов всем будет проще, если каждый сможет сказать, что он чувствует.

Обязательно нужно научить ребенка не отмалчиваться, не замыкаться и не ждать, когда все вокруг догадаются, что у него на душе, а произносить «мне страшно», «мне грустно», «я злюсь», «я расстроен», «мне обидно». Родителям это облегчит понимание мотивов поведения наследника. А ему самому поможет избежать нервных расстройств и будущих комплексов, вызванных упрятанными внутрь переживаниями. Кстати, рекомендация касается и положительных эмоций. «Я так рад», «мне очень нравится», «мне приятно» — эти простые фразы научат ребенка делиться впечатлениями.

Быть вежливым

Первые простые для произношения вежливые слова, такие как «привет», «пока», «спасибо» малыши способны произносить к месту уже с полутора лет. Особенно если они слышат их в своем окружении постоянно. К трем годам пользоваться «волшебными» словами уже пора осознанно, пусть даже и с родительским напоминанием. Здороваться и прощаться полноценными «здравствуй» и «до свидания», благодарить не только за то, что дали в руки, но и за помощь, добавлять слово «пожалуйста» к просьбам — все это хорошо и быстро усваивается детьми, если они постоянно наблюдают, как это делают родители и члены семьи. В противном случае требование соблюдения этих странных ритуалов останется для них непонятным и, как следствие, будет игнорироваться.

Детям старше четырех уже можно объяснять, зачем все люди говорят вежливые слова: каждый хочет, чтобы к нему хорошо относились, чтобы ему помогали и считали хорошим человеком. Волшебные слова помогают нам быть хорошими. Сюда же можно отнести словесные шаблоны для знакомства со сверстниками: «Как тебя зовут?», «Давай дружить», «Давай играть вместе», «Можно мне играть с вами?».

Впереди у вас и вашего малыша еще очень много важных слов. Ему предстоит научиться говорить «нет» и отказывать тем, кому на первый взгляд отказать сложно. Ему понадобятся слова для выражения сложных чувств — любви, привязанности или разочарования. Появится и возможность блеснуть оригинальностью во время знакомства, не опираясь на шаблоны. Но с младых ногтей у человека должна быть уверенность в том, что подавляющее большинство жизненных вопросов он сможет решить именно с помощью слов.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Поделиться
Класс

Воспитание

Выбор редакции

Чудо света: 23 фантастических фото родов
Как научить детей не теряться (и верно себя вести, если потерялся). Советы «Лиза Алерт»
Кружки и секции: в каком возрасте стоит начать?
Как облегчить течение послеродовой депрессии. 5 советов
Что делать, если ребенок не пьет воду? Рекомендации врачей и советы родителей
Сергей Бутрий: «Альтернативы прививке просто нет»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Что думают о нас другие мамы в интернете