Наказать: за что, как и зачем

Наказать: за что, как и зачем

Наказание ребенка — один из спорных вопросов в педагогике и детской психологии. За что можно наказывать? Допустимы ли физические наказания? Если нет — то как наказывать можно? C какого возраста ребенок способен понять, что наказан? Вопрос исследует Анна Кутявина. 

Зачем наказывают детей

Обычно наказывают за плохое поведение, проступок — показывая ребенку, что его поведение ошибочно. Но малыш не всегда знает, какое же поведение является правильным. Если границы допустимого размыты, правила не установлены, ребенку сложно сориентироваться в ситуации. И это уже упущение родителей.

Главная цель наказания ребенка — изменение поведения в сторону «правильного», установка границ. Но есть бывает и вторая, менее явная, цель — оправдание собственного негативного отношения к ребенку. Это не говорит о незрелости или общей агрессивности родителя: в жизни человека бывают разные моменты, перемены настроения, сложные обстоятельства. Однако это не может служить оправданием насилия, тем более в отношении детей.

Почему ребенок не слушается

Причины плохого поведения у детей будут разными в зависимости от психологического возраста ребенка. Более того, в каждом конкретном случае может быть масса причин, почему кроха решил нарушить правила.
Психологи выделяют следующие причины плохого поведения:
1. Связанные с детско-родительскими отношениями:
— отсутствие границ и правил ;
— непоследовательность и противоречивость в правилах;
— разная реакция родителей на одну и ту же ситуацию;
— излишняя критичность и жесткость родителей по отношению к ребенку;
— чрезмерные уступки и вознаграждение за негативное поведение, «лишь бы замолчал»;
— недостаток внимания со стороны родителей;
— полное отсутствие поощрений и негативных реакций, любого внимания к поведению малыша.
2. Связанные с возрастом ребенка и кризисными моментами. Считается, что с момента рождения и до совершеннолетия ребенок проходит несколько кризисных периодов: кризис новорожденного (первые недели жизни), раннего детства (первый год), 3-летнего возраста, 6-7 лет, подростковый (12-14 лет). Каждый из них имеет свои поведенческие особенности.
3. Связанные с характером родителей:
— безответственность и неготовность быть родителем;
— эмоциональная незрелость;
— депрессивные состояния;
— постоянные стрессы;
— враждебность по отношению к малышу;
— излишняя критичность;
— склонность к злоупотреблению алкоголем или другими веществами;
— гиперопека и повышенная тревожность;
— завышенные требования к себе и к окружающим.
4. Связанные с характером малыша:
— повышенная активность, в том числе, гиперактивность;
— легкая раздражимость;
— импульсивность и невнимательность;
— особенности психики и темперамента.
5. Связанные с событиями в семье:
— воспитание ребенка в неполной семье;
— развод родителей;
— частые ссоры в семье;
— зацикленность мамы и папы на работе;
— проблемы родителей со здоровьем;
— финансовые неурядицы в семье, безработица и т.д.

А если ребенка не наказывать?

Может, просто стоит избегать острых углов в общении с ребенком, и все будет хорошо? И никакие наказания не понадобятся? Такого мнения придерживался американский врач Бенджамин Спок. Он говорил, что если ребенка не наказывать, он сам со временем поймет и примет общепринятые модели поведения, а родители ему в этом должны максимально помочь. Такой подход может показаться удобным: мама и папа ограждают малыша от любых опасностей, а потом, в старшем возрасте, решают его проблемы. При этом нет поводов для наказаний, нет отрицательных эмоций.

Однако многочисленные примеры применения применения этого метода показали его несостоятельность. Ведь даже самые «гуманные» и сдержанные родители рано или поздно не выдерживают, срываются — и под горячую руку попадает ребенок.

С другой стороны, некоторые детские психологи настаивают на том, что систематические физические или моральные наказания вызывают появление у ребенка скрытой агрессии, развитие заниженной самооценки и неуверенности в себе. Он начинает считать, что его не за что любить, он ни на что не способен. Во взрослом возрасте все это приводит к трудностям в общении с другими людьми.
Следовательно, нужно найти некую золотую середину: уметь применять наказания в соответствии с возрастом и причинами поведения — при этом не перегибая палку. И оставаться для ребенка всегда авторитетным, спокойным, уважаемым родителем.

Когда начинать наказывать

Специалисты сходятся во мнении: начинать наказывать малыша стоит не раньше 2,5 лет. Наказания в более раннем возрасте просто бессмысленны, кроха еще не в состоянии осознать, что он поступил плохо. Скорее, он начнет думать, что мама с папой вдруг перестали его любить. Внимание таких детей необходимо переключать на что-то более полезное и конструктивное.

Малышам в возрасте двух лет не стоит долго и нудно объяснять последствия их поступков. В этом возрасте еще нет понимания причинно-следственных связей.
Лишь около 3 лет ребенок начинает сам управлять своим поведением. Но это не происходит внезапно. Психика все еще формируется. А, значит, маме и папе надо успокоиться и без крика объяснять малышу причины его неправоты. Строго, безапелляционно, но спокойно.

Самостоятельно отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» ребенок сможет только к 6-7 годам. Если до этого его наказывали правильно, он не будет бояться реакции со стороны родителей и сам будет признаваться в содеянном.

За что можно и нельзя наказывать

Специалисты утверждают, что наказание применимо в случаях, когда ребенок:
— нарушает известные ему правила;
— совершает осознанные поступки, угрожающие его безопасности и жизни. Например, лезет к розеткам или рвется на дорогу;
— совершает злонамеренные проступки.

Нельзя наказывать малыша за:
— Нарушения неизвестных ему правил. В этих случаях следует остановить, объяснить правило, закрепить его, повторить еще много раз;
— Проявления познавательной активности. Исследование окружающего мира — нормальная деятельность для ребенка. Задача родителей — обезопасить кроху и ценные вещи;
— Отсутствие опыта. Если ребенок еще не умеет обращаться с горшком, хорошо есть ложкой и правильно надевать ботинки, не стоит наказывать его за промахи;
— Проявление эмоций и чувств. Малыш имеет право не хотеть отпускать маму, ревновать к брату или сестре, злиться;
— Возрастные особенности — невнимательность, неосторожность, неусидчивость, плохую память;
— Физиологические особенности: проблемы со сном, с туалетом, нежелание есть приготовленную еду;
— В период болезни, душевной травмы, стресса, после и перед сном.

Как быть строгим и любимым

Американский психолог Джеймс Добсон в своей книге «Не бойтесь быть строгим» предлагает 6 принципов наказания ребенка:
1. Установление четких границ, которые ребенок должен соблюдать. Не стоит стремиться запретить ребенку все — ему нужно пространство для исследований и игр.
2. Требования должны быть выполнимыми. Нет смысла наказывать за случайно разбитую чашку или сломанную игрушку — малыш изучает мир.
3. Если ребенок вызывает вас на конфликт, дайте ему отпор. Не стоит проявлять беспомощность, позволять причинять себе боль. Так родитель лишается авторитета.
4. За безответственность не наказывают. Малыш может забыть о каком-то поручении или просьбе, в связи с особенностями памяти.
5. После наказания непременно еще раз расскажите, почему и за что кроха был наказан. Скажите, что вы его любите, успокойте, утешьте. Перед сном необходимо обязательно помириться.
6. Ваша главная сила — любовь. Сперва попробуйте понять ребенка, разобраться в ситуации. И лишь после наказывайте, если это необходимо. Будьте спокойны, не действуйте импульсивно. Ни в коем случае не оскорбляйте и не унижайте малыша. Ведь ваша задача — воспитать личность.

Другие принципы наказания ребенка

Существуют и другие принципы наказания детей:
1. Наказывать нужно незамедлительно. Не стоит припоминать маленькому ребенку проступки, совершенные несколько часов или тем более дней назад. Кроха решит, что наказать его могут в любой момент, а значит, нет смысла вести себя хорошо.
2. Наказывать нужно соразмерно проступку.
3. Объясняйте ребенку причину запрета того или иного действия, чтобы он учился понимать смысл, а не только боялся последствий проступка.
4. Не наказывайте малыша, если у вас плохое настроение или вы нехорошо себя чувствуете.
5. Нарушение одного и того же правила должно наказываться одинаково.
6. Никогда не запугивайте ребенка наказанием. Тем более, не угрожайте детдомом, милицией, Бабаем и так далее.
7. Никогда не оскорбляйте и не критикуйте малыша. Он может поступить плохо, но это не значит, что он сам плохой.
8. Уточняйте срок наказания.
9. Не наказывайте ребенка игнорированием.
10. Откажитесь от наказаний на публике — поберегите самооценку свою и ребенка.
11. Помните, что правила одинаковы для всей семьи.
12. Создайте вместе с ребенком список важных правил и повесьте на видном месте.
13. Стоит соблюдать последовательность в наказании.
14. Наказание должно быть обязательно исполнено. Иначе пустые слова и угрозы безнадежно подорвут авторитет родителя.

Почему не надо бить

Шлепнуть по попе — самое быстрое наказание. Многие делают это, не задумываясь. Но психологи рекомендуют не прибегать к физическому воздействию:
— Можно разорвать эмоциональную связь между родителем и ребенком. Ведь вы не пробуете понять малыша, а просто требуете повиновения;
— Ребенок может подумать, что более сильный всегда вправе наказывать слабого;
— Кроха начинает ждать боли, а это стресс. И он может проявиться в нарушениях сна, энурезе, чрезмерной возбудимости, других проблемах в развитии;
— Постоянный страх наказания от родного человека формирует у малыша невроз, который потом будет мешать ему устанавливать близкие отношения с людьми, повлияет на самооценку и успешность;
— По мнению американского психолога Кэмпбелла, автора книги «Как понять своего ребенка», телесные наказания нарушают формирование совести у ребенка, унижают его, мешают становлению здорового чувства вины. Вместо всего этого появляется страх наказания.
— Ребенок принимает установку, что агрессивное поведение — это норма.

Как наказывать?

1. Стул или диван вместо постановки в угол. Лучше придумать специальное сидячее место для наказаний, где ребенок сможет «подумать» над своим поведением.
2. Лишение привилегии или удовольствия. Например, можно оставить ребенка без мультика перед сном. Но никогда не говорите слова «навсегда». И не лишайте малыша его собственных вещей или игрушек. Запреты ни в коем случае не должны накладываться на жизненно-важные потребности: в прогулке, еде, общении, сне, движении.
3. Мягкое игнорирование в случае истерики. Будьте рядом, но не включайтесь в разговор с ребенком. Когда он успокоится, можно подойти и обговорить ситуацию, выяснить ее причины.
4. Исправление последствий своих шалостей. Пусть сам уберет за собой разбросанные игрушки, вытрет пролитую воду и ототрет краску со стола.
5. Моральные наказания — осуждения, порицание. Обычно такое наказание вызывает у ребенка чувство вины, сожаления о поступке.
6. Дополнительные обязанности.

Во время наказаний недопустимо

— Унижение ребенка;
— Нанесение вреда его здоровью;
— Наказание одновременно за несколько проступков;
— Публичное наказание, особенно подростков;
— Беспричинная отмена наказания;
— Наказания и запреты под влиянием настроения и эмоций.

Наказание — только один из воспитательных методов, которым надо пользоваться при необходимости. И каждый родитель может этому научиться — не забывая и о других мерах — поощрении, воспитании личным примером, обучении в игре и так далее.

Поделиться
Класс

Воспитание

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться