Как запрограммировать ребенка на хорошее поведение?

Как запрограммировать ребенка на хорошее поведение?

Вы, наверно, замечали, как часто родители (да и мы сами) награждают своих детей разными кличками и прозвищами — от ласковых и нежных до уничижительно-презрительных. Если себя вспомнить в детстве – скорее всего, вы тоже получали в свой адрес несколько таких “ярлычков”.

Быть может, вам было приятно, а может, вы даже протестовали. Особенно, когда ваша мама или папа выговаривали за какой-то проступок: “Опять весь перепачкался?! Ну и Хрюша!” или “В кого ты такой уродился, прямо не знаю, горе ты мое луковое!…”.

А ведь любые характеристики от взрослых прочно оседают в детскую головку.

Вот мама торопит медлительного сына или дочку, недоумевает, почему тот застревает на, казалось бы, простейших действиях. И терпение порой не выдерживает: начинает делать все за него, попутно награждая словами типа: “Что ты как Соня”, “О чем мечтаешь?!”, “Ничего у тебя не получится, дай-ка я сама…”, и т.д.

Или ребенок периодически плохо ест. Вот такой малоежка. И отлично себя чувствует. А мама что? В разговоре с подругой или соседкой она вздыхает в присутствии ребенка: “Совсем ничего не ест!”, “Он у меня – болезненный”…

А ребенок стоит и слышит про себя. “Я плохо кушаю, я болезненный”… И, действительно, болеет часто, снижается аппетит.

Малыш только осваивает круг общения со сверстниками, с незнакомыми держится к родителям поближе. А мама может сказать своему собеседнику: “Он у меня не любит общаться”, “Он такой, стеснительный…”.

Ребенок запоминает: “Я стеснительный, лучше не общаться, а то еще влипнешь в какую-то неловкую ситуацию..”. И стесняется еще больше.

Не только вне дома, но и в семье в адрес ребенка могут звучать самые разные эпитеты:

* отрицательные (“Лентяй!”, “От рук отбился!”, “Неблагодарный!”, “Какой ты жестокий, маму(папу, бабушку) не жалко”).

* и положительные (“Ты – мой умница!”, “Как ласково ты гладишь кошку”, Ты добрый – помог бабушке найти свои очки”, “Молодец – ты меня всегда радуешь!”, “Солнышко”, “Живчик”, “Шустрик” и т.д.).

Каждое наше слово про ребенка и по отношению к нему всегда несет свою эмоциональную окраску и смысл. Маленькие, совсем малыши, которые еще лежат поперек кровати, воспринимают обращение к себе в эмоциональном тоне. Они могут не знать значения слов, но прекрасно улавливать настроение родителей. После года-полутора дети уже усваивают смысловое значение всех эпитетов, которые они получают в своей жизни. И тут важный момент: это их программирует на определенное поведение.

Другими словами, эпитеты и характеристики, которые родители присваивают своему сыну или дочке часто становятся в основу поведения ребенка!

Если родители считают, что их малыш неуправляемый – он будет вести себя в соответствии с этим представлением. Если они, напротив, ищут хорошее в ребенке – они эти положительные качества будут невольно усиливать.

Когда нужно уделять внимание ребенку? Именно тогда, когда он не балуется, слушается, охотно сотрудничает с вами, всегда готов вам помочь, стремится радовать своими успехами и т.д. А отрицательное поведение ставим в игнор. И здесь идет закрепление положительного поведения. Вот и весь секрет!

Поэтому старайтесь контролировать свои мысли и слова. Пусть каждое слово будет тщательно проверено, настройтесь на положительные черты в характере ребенка и вы с удивлением увидите, как стало легко и просто с ним общаться.

Татьяна Егорова – психолог, автор блога Ваш детский психолог

Поделиться
Класс

Детская психология

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Сергей Бутрий: «Альтернативы прививке просто нет»
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника