Как запрограммировать ребенка на хорошее поведение?

Как запрограммировать ребенка на хорошее поведение?

Вы, наверно, замечали, как часто родители (да и мы сами) награждают своих детей разными кличками и прозвищами — от ласковых и нежных до уничижительно-презрительных. Если себя вспомнить в детстве – скорее всего, вы тоже получали в свой адрес несколько таких “ярлычков”.

Быть может, вам было приятно, а может, вы даже протестовали. Особенно, когда ваша мама или папа выговаривали за какой-то проступок: “Опять весь перепачкался?! Ну и Хрюша!” или “В кого ты такой уродился, прямо не знаю, горе ты мое луковое!…”.

А ведь любые характеристики от взрослых прочно оседают в детскую головку.

Вот мама торопит медлительного сына или дочку, недоумевает, почему тот застревает на, казалось бы, простейших действиях. И терпение порой не выдерживает: начинает делать все за него, попутно награждая словами типа: “Что ты как Соня”, “О чем мечтаешь?!”, “Ничего у тебя не получится, дай-ка я сама…”, и т.д.

Или ребенок периодически плохо ест. Вот такой малоежка. И отлично себя чувствует. А мама что? В разговоре с подругой или соседкой она вздыхает в присутствии ребенка: “Совсем ничего не ест!”, “Он у меня – болезненный”…

А ребенок стоит и слышит про себя. “Я плохо кушаю, я болезненный”… И, действительно, болеет часто, снижается аппетит.

Малыш только осваивает круг общения со сверстниками, с незнакомыми держится к родителям поближе. А мама может сказать своему собеседнику: “Он у меня не любит общаться”, “Он такой, стеснительный…”.

Ребенок запоминает: “Я стеснительный, лучше не общаться, а то еще влипнешь в какую-то неловкую ситуацию..”. И стесняется еще больше.

Не только вне дома, но и в семье в адрес ребенка могут звучать самые разные эпитеты:

* отрицательные (“Лентяй!”, “От рук отбился!”, “Неблагодарный!”, “Какой ты жестокий, маму(папу, бабушку) не жалко”).

* и положительные (“Ты – мой умница!”, “Как ласково ты гладишь кошку”, Ты добрый – помог бабушке найти свои очки”, “Молодец – ты меня всегда радуешь!”, “Солнышко”, “Живчик”, “Шустрик” и т.д.).

Каждое наше слово про ребенка и по отношению к нему всегда несет свою эмоциональную окраску и смысл. Маленькие, совсем малыши, которые еще лежат поперек кровати, воспринимают обращение к себе в эмоциональном тоне. Они могут не знать значения слов, но прекрасно улавливать настроение родителей. После года-полутора дети уже усваивают смысловое значение всех эпитетов, которые они получают в своей жизни. И тут важный момент: это их программирует на определенное поведение.

Другими словами, эпитеты и характеристики, которые родители присваивают своему сыну или дочке часто становятся в основу поведения ребенка!

Если родители считают, что их малыш неуправляемый – он будет вести себя в соответствии с этим представлением. Если они, напротив, ищут хорошее в ребенке – они эти положительные качества будут невольно усиливать.

Когда нужно уделять внимание ребенку? Именно тогда, когда он не балуется, слушается, охотно сотрудничает с вами, всегда готов вам помочь, стремится радовать своими успехами и т.д. А отрицательное поведение ставим в игнор. И здесь идет закрепление положительного поведения. Вот и весь секрет!

Поэтому старайтесь контролировать свои мысли и слова. Пусть каждое слово будет тщательно проверено, настройтесь на положительные черты в характере ребенка и вы с удивлением увидите, как стало легко и просто с ним общаться.

Татьяна Егорова – психолог, автор блога Ваш детский психолог

Поделиться
Класс

Детская психология

Выбор редакции

Почему нет времени жить полноценной жизнью
Кошачий тест для легкого понедельника
Иван Охлобыстин выдал старшую дочь замуж
Мужчина заразился тремя инфекциями после одного укуса клеща
Деловые, успешные и одинокие: 5 неудачных сценариев
Онлайн-курс ReWoman: искусство быть женщиной
Как выбрать витамин Д3 для детей. Честный обзор
10 преимуществ метабиотиков: как защититься от дисбиоза