Как подружить ребенка со временем

Как подружить ребенка со временем

Постоянно опаздываете в детский сад и получаете нарекания от воспитателей? Ребенок вваливается в класс после звонка и ловит неодобрительные взгляды учителя? Значит, пришла пора научить ребенка пунктуальности. И самим подтянуться в этом вопросе.

Точность – вежливость королей. В соответствии с этой поговоркой, многие взрослые и успешные люди начали посещать курсы тайм-менеджмента, проще говоря, они ходят на занятия, где их учат не опаздывать, делать все вовремя, сдавать работу в срок и вообще дружить со временем. Если этому научить ребенка, то никакие курсы ему не понадобятся. Он и так сможет управлять своей жизнью. Осталось выяснить, как это сделать.

Дети бывают ужасно нетерпеливы. Просит вас, к примеру, сын поточить карандаши, вы говорите ему: «Подожди пять минут». Вам кажется, что прошла всего минута, как он снова принялся канючить. Оказывается, прошло как раз пять минут. А для ребенка это время как минимум утраивается. У детей чувство времени неадекватно. Чаще всего оно растянуто. Поэтому до пяти лет дети не могут отдавать одному и тому же занятию больше 15 минут. Поэтому же для них нет понятия «делай быстрее», «собирайся активнее» и так далее. Вот и опоздание для них – категория абстрактная. Мама мечется по квартире, одной рукой крася тушью ресницы, а другой – завязывая чаду шнурки, с криками: «Опаздываем! Опаздываем!». А ребенок именно в это время решил найти любимую машинку, погладить кота, докрасить картинку в раскраске. Потому что мамина спешка ему непонятна.

Разумеется, сборы в детский сад и начальную школу, а заодно и ответственность за опоздания лежит на родителях. Но если вы хотите развить в ребенке чувство времени, а заодно и чувство ответственности, есть несколько простых приемов.

Установите режим дня. Совет скучный, конечно. Зато действенный. Именно из режима дня ребенок получает первые представления о времени. Вот утро, сейчас люди встают и идут на работу, в сад, в школу. Вот вечер, сейчас пора ложиться спать. Обозначайте время, когда и что происходит, чтобы дать детскому уму зацепки. Время подъема и время обеда. Время для игр и для занятий. Придерживайтесь заданных рамок. Если вы сказали ребенку, что он может посмотреть мультфильмы двадцать минут, выключите их через двадцать минут, а не через полчаса. Если вы решили дать малышу дополнительное время, оговорите и его. Разумеется, не стоит стоять с секундомером и высчитывать все до секунды, но, соблюдая установленный порядок, вы не только разовьете чувство времени малыша, вы научите его действовать целенаправленно.

Как подружить ребенка со временем 2Найдите ориентиры. Пока время, которое вы называете, является для ребенка лишь абстрактными цифрами, дайте ему и другие ориентиры. Помню, в детстве, мы всегда выходили в детский сад после утреннего блока мультфильмов. А «Спокойной ночи, малыши» шли по телевизору ровно в 20:45, после них начиналась программа «Время», и пора было идти спать. Наверняка, если вы покопаетесь в памяти, и вы найдете такие «зарубочки», которые помогали вам не заблудиться. Действуйте по аналогии – акцентируйте внимание ребенка на том, что повторяется регулярно, будь то выпуск новостей, звон часов с боем или время, когда упорный сосед достает дрель и начинает радовать весь дом строительными руладами.

Составляйте план. Конечно, план будете составлять вы, но если держать ребенка в курсе, вы увидите, что постепенно он позаимствует эту хорошую привычку. «Сейчас мы пообедаем, потом погуляем два часа, а когда вернемся, сядем читать книгу. Потом я буду готовить ужин, а ты сможешь поиграть». В самых простых категориях обрисовывайте то, что будет происходить на два-три шага вперед. А теперь самое главное в этом совете: придерживайтесь намеченного плана. Иначе все бесполезно.

Делайте заранее. Собирать с вечера портфель, выбирать одежду на завтра, не оставлять уроки на последний момент. Вы и сами этого не умеете? Ставьте себе напоминалку в телефон, оставляйте записочки по дому и привыкайте. Обычно мы откладываем на последний момент не самые приятные дела, и они висят над нами дамокловым мечом. Тренеры по тайм-менеджменту называют такие дела «жабами» и утверждают, что с них нужно начинать день, чтобы побыстрее разделаться и больше об этом уже не думать. Для этого даже есть термин «съесть жабу». Так вот лучше всего, конечно, «жевать жаб» по мере их возникновения. И если вы с вечера разделаетесь с несколькими завтрашними «жабами», день пройдет еще лучше. Начинайте делать с ребенком уроки с самых трудных для него предметов, убирайте игрушки не после обеда, а до него. Это дисциплинирует, а со временем становится хорошей привычкой. А без внутренней дисциплины пунктуальность невозможна.

Поощряйте. Хвалите ребенка и себя вместе с ним, когда вам удается встроиться в правильный ритм. Нелишним будет по дороге в школу или детский сад сказать что-нибудь вроде: «Какие мы молодцы. Вышли заранее и все успеем. Вот учительница будет рада!» Хвалите ребенка за оперативно выполненные задание, игрушки, собранные сразу после игры, и любые другие дела, которые он сделал вовремя и без напоминаний. Помимо того, что это подчеркнет важность пунктуальности, у ребенка еще и самооценка вырастет. И он будет уверен, что ему все по плечу!

Полезные книги о тайм-менеджменте:
1) Б. Вахтин «Через места, где живут опоздавшие», изд-во ДетГиз
2) Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», изд-во Альпина Паблишер
3) Мария Хайнц «Тайм менеджмент для молодых мам, или Как все успевать с ребенком», изд-во «Речь»
4) Абрахамсон Фридман «Эффективный беспорядок», изд-во ЭКСМО

Поделиться
Класс

Развитие ребёнка

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться