Как подросток перестает рассказывать о своей жизни

Еще 20 статей на тему: Подростковые проблемы: как справиться и чем помочь?

Почему ребенок ругается матом? Что делать, если ребенок курит? Заставлять или нет? Вне зоны доступа Подросток на улице «В моей смерти прошу никого не винить» 28 особенностей переходного возраста Подросткам не меньше, чем малышам, нужны родители «Ты неправильно его воспитываешь!» Мамы делятся опытом: как быть, если ребенок сквернословит Трудный возраст: 13 книг о взрослении Скажите детям правду о наркотиках «Хочу лечь и не просыпаться»: как живут в России ЛГБТ-подростки Подросткам нужны взрослые. Им нужны вы Пригласить подростка быть в своей жизни Мама из Барнаула судится с виновниками травли сына Что посмотреть сложным подросткам и их родителям Основные признаки подростка Когда дочь просит косметику Подростковые комплексы: как помочь ребенку принять себя

Как подросток перестает рассказывать о своей жизни

Подростки бывают не самыми легкими и приятными в общении собеседниками. Могут возникать разнообразные трудности при установлении и поддержании контакта с ними. Родители подростков иногда говорят, что перестали узнавать своих детей: они стали резкими, замкнутыми, непонятными и недоступными. Иногда родители замечают то напряжение, в котором находится их ребенок-подросток, переживают за него и хотят помочь, но при попытке поддержать его они могут наталкиваться на стену, которую подросток построил вокруг себя. К подростку могут потерять доступ не только родители, но и любые другие взрослые. Зачем подростку быть “вне зоны доступа”?

Безопасность

Подростки исследуют и находят заново свою субъективную реальность — выстраивают ценности и смыслы, ищут их, проверяют на прочность. Их мировоззрение находится в динамике — идеи сменяют друг друга, меняются ориентиры. Подростки часто путаются и теряются в процессе становления своего внутреннего мира, многое кажется непонятным, многое — хрупким. Подростки иногда перестают понимать сами себя. Это делает их уязвимыми — потребность в безопасности возрастает. Ограничиваясь от внешнего мира, подростки пытаются дать себе передышку, пространство, в котором получится побыть одному, чтобы адаптироваться к нахлынувшим переменам.

Поиск своих границ

Подростки учатся отделять “свое” от “чужого”: ищут друзей, которые бы поняли их, направления музыки, стили одежды, которые им подходят. Важно то, что, присваивая себе одни интересы, они отвергают другие, те, которые не подходят. При этом у подростка много энергии в защите “своего” от внешнего вмешательства. Подростки бывают агрессивны по отношению к отличному от того, что они выбрали для себя: так фанаты одной команды не любят фанатов другой команды, те, кто слушает рок не любят тех, кто слушает рэп и т.д. Подросток учится говорить “нет” и защищать “свое” от “чужого”, и впервые он тренирует эти навыки в своей семье. Важно, чтобы он этому научился.

Укрепление идентичности

Подростки как никогда нуждаются в укреплении своих позиций — в том, чтобы почувствовать себя сильными и крепкими. Во взаимодействии, во взаимных трениях и спорах подростки стремятся почувствовать и найти свою силу, поверить в себя и свои возможности. Иногда не понятно, с кем и ради чего подросток сражается, от чего защищается и кому сопротивляется. Подросток порой сам создает подобные отношения, чтобы в очередной раз укрепиться в вере в себя или, наоборот, усомниться. Отчуждаясь, отдаляясь, закрывая к себе двери, подросток учится выражать агрессию — как прямо, так и косвенно. Аналогичные процессы, когда дети обучаются быть агрессивными, можно наблюдать и в мире животных. Например, когда молодые львята дерутся со своей мамой-львицей, та, в свою очередь, сопротивляется им, но ровно настолько, чтобы их победа имела цену.

Если бы она полностью поддалась их нападкам, у львят не сформировалось бы ощущение подлинности битвы и победа в ней обесценилась бы. Важно запастись терпением к подобным нападкам со стороны своих детей, понимая, что это нужно им для их развития.

Итак, получается, что у отчужденности подростка достаточно полезных функций, необходимых для развития. Но бывают такие периоды в жизни подростка, когда он закрывается настолько, что лишает себя важной и незаменимой поддержки. Важно помнить, что каким бы взрослым и самостоятельным не был подросток, он все равно очень нуждается в заботе и ласке со стороны взрослого.

Часто происходит так, что подросток испытывает трудности и нуждается в поддержке взрослого, но не умеет выстроить с ним такие отношения, в которых было бы возможно получить эту поддержку.

При работе с подростками я часто слышу от них про те трудности, которые возникают у них в общении со значимыми взрослыми. Как они звучат?

“Им нет до меня дела”
“Они меня не понимают”
“Им важно только то, как я учусь”
“Я не могу доверить им сокровенное, важное”
“Если я расскажу им то, что на самом деле происходит со мной, то меня накажут”
“Они и понятия не имеют, кто я на самом деле”
“Они готовы слышать только то, что им хочется услышать”

Если обобщить, то можно сказать, что подростки могут чувствовать себя непонятыми, неувиденными такими, какими они хотели бы быть увиденными. А что говорят взрослые о тех трудностях, которые они испытывают в общении с подростками? Взрослые говорят о грубости, с которой невозможно мириться, поверхностности ответов на их вопросы, о вранье, скрытности, безответственности, неуправляемости.

Получается, что оба участника отношений — и подростки, и взрослые, несмотря на любовь, симпатию друг к другу и стремление найти общий язык, могут быть не удовлетворены этими отношениями и даже страдать от них.

Иногда, в случае возникновения проблем в общении с подростком, родители задают себе вопрос: Что же они сделали не так, что привело к этим проблемам? Нет ничьей вины в том, что у подростка начался подростковый возраст, наличия которого в ряде случаев достаточно, чтобы озадачить окружающих решением новых проблем. Однако, могут быть некоторые особенности в коммуникации с подростком, делающие ее неэффективной, которые могут привести к отдалению и отчуждению подростка в общении. Подробнее о том, какие “ошибки” можно допустить в общении с подростком Вы можете прочитать в первой части статьи.

В Центре «Перекресток» проходят:
— семейные и индивидуальные психологические консультации;
— психологические группы для подросткогв и тематические тренинги;
— «Родительский клуб» для неравнодушных родителей (бесплатный для всех желающих);
— программы по заглаживанию вреда и семейные конференции.
Все услуги для жителей и учащихся ЦАО г. Москвы бесплатны.
Бесплатный клуб для подростков
(независимо от места проживания и обучения) с творческими мастерскими для ребят открыт каждую среду и пятницу с 16.00 до 20.00.
Информация на сайте или по телефону: (495) 609-17-72

________________________________________

Александра Агумава, психолог центра “Перекресток”

Поделиться
Класс

Подростковые проблемы

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться