Обучение чтению: методика Николая Зайцева
Еще 7 статей на тему: Что поможет научить ребенка чтению
Обучение чтению: методики Сесиль Лупан: Чтение Обучение чтению: методика Марии Монтессори Обучение чтению: методика «Складушки» Вячеслава Воскобовича Обучение чтению: методика Елены Бахтиной Чтение по буквам по системе «МИР» Обучение чтению: методика Евгения ЧаплыгинаЕще 6 статей на тему: Методика Зайцева: что нужно знать родителям
Кубики Зайцева своими руками Кубики Зайцева: английский язык Кубики Зайцева: отзывы Методика Зайцева Методика Зайцева Попевки ЗайцеваЕще 16 статей на тему: Учим ребенка читать: методики, лайфхаки, личный опыт, проверенные системы
«Легче, если по очереди» 10 советов родителям, которые хотят помочь ребенку полюбить чтение Обучение чтению: c чего начать? Научить ребенка читать по слогам Как помочь ребенку научиться быстро и хорошо читать Как научить ребенка читать? Мамы делятся опытом: с какого возраста учить читать Обучение чтению: давайте попробуем Обучение чтению: методика Марии Монтессори Обучение чтению: упражнения Чтение по буквам по системе «МИР» 9 ошибок в обучении детей чтению Методика Зайцева Методика Зайцева Мифы о чтении: самые частые заблуждения родителей Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина Обучение чтению: историяОбучение чтению: методика Николая Зайцева
Основатель: Николай Зайцев — педагог.
Наблюдая за поведением малышей, Н. Зайцев заметил, что они никогда не произносят буквы раздельно, чтобы потом соединить их в слоги. И даже лепечущий ребенок лепечет слогами. Есть версия, что традиционный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственно составленные элементы — буквы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает малышей в их взаимодействии с родным языком.
Его программа предназначена для детей старше 4 лет.
Автор рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением – как от технологии неэффективной, и пагубно отражающейся на развитии, в целом.
Все его пособия – таблицы, «Кубики Зайцева» — основаны на игре, которая является естественной деятельностью детей. Дети с большим удовольствием играют в эти пособия – сами, с родителями, или в группе.
Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Раздела, посвященного изучению букв в методике нет.
Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый из них находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
Кубики различаются по цвету, размеру, и звону, который они создают. Они бывают железные и деревянные. Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Детям 3,5-4 лет методика дает возможность научится читать на первых же занятиях, а малышам от 1 года — начать говорить и читать одновременно. Для освоения слогов автор предлагает слушать, манипулировать слогами и петь их уже с детишками 3-4 лет, используя кубики с изображенными на них сочетаниями букв: «БА», «БЕ», «БИ» и так далее.
Специалист по раннему развитию Елена Данилова несколько адаптировала методику Зайцева, сделав её еще более игровой. Она исключила занятия по таблицам, больше внимания уделила кубикам. В этом формате она предлагает использовать методику Зайцева для детей с полутора лет.
Плюсы системы Зайцева
- ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв; ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А; малыш не запинается и быстро осваивает чтение;
- занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно «жыраф» или «шына»);
- кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста, но и пятилетним начинать не поздно: система не привязана к определенному возрасту;
- если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной «скорой помощью».
Минусы:
- логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
- детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами;
- пособия Зайцева может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;
- пособия нужно склеить, на это уйдет не один вечер.