Что, как и когда читать ребенку
Еще 17 статей на тему: Что поможет ребенку полюбить чтение и читать с удовольствием
Как помочь ребенку научиться быстро и хорошо читать 10 советов родителям, которые хотят помочь ребенку полюбить чтение Можно ли привить ребенку любовь к чтению? Что поможет ребенку полюбить чтение Как увлечь ребенка чтением на каникулах Мамина библиотека: «Большая книга. Азбуки, игры с буквами и словами» Детская библиотека: Олег Рой «Азбука» Как мотивировать ребенка читать: пусть читает собаке Мобильные приложения для обучения детей чтению и счету Как сохранить интерес к чтению летом Экранизация — дорога к книге Что дать почитать подростку о сексе Как развивать мышление двухлеток через вопросы Выбираем ребенку журнал Нужно ли учить ребенка скорочтению Нужно ли контролировать то, что читают ваши дети? Астрономия для детей: что показать и чем занять ребенкаЧто, как и когда читать ребенку
Современные мамы часто задаются вопросами, которые касаются темы первых книг для малышей: с чего начать, как правильно подобрать произведения для знакомства с литературой, сориентироваться в многообразии изданий и понять, какие авторы сейчас считаются лучшими? Мы понимаем, как это все бывает нелегко, а еще мы знаем людей, которые готовы помочь разобраться с этими непростыми задачами. Мама.ру поговорила с создательницей проекта о детских книгах «Книгоход», филологом и преподавателем Мариной Зенкиной о литературе для малышей и о том, какие книги должны быть в самой первой библиотеке ребенка.
Нужны ли книжки-картинки? Прежде чем сказать «да», хочу уточнить: это жанр представлен очень разнообразно, есть книжки-картинки на один раз. В них вроде бы хорошо, но за внешним очарованием открыточных иллюстраций ничего нет. Я их называю детским глянцем. А есть книжки-картинки совершенно иного рода — шедевры искусства иллюстрации, которые имеют безусловную художественную ценность. Вторые однозначно рекомендую.
Так что, на мой взгляд, главное в выборе первых книг — вдумчивый и критичный подход и широта мышления. К слову, среди современных авторов много интересных и талантливых литераторов.
Кроме того, помните, что есть определенные рекомендации, которые направлены на то, чтобы дружба с книгой была безопасной для здоровья ребенка. Плохо, если малыш смотрит иллюстрации на выраженно глянцевой бумаге, они бликуют, способствуют ухудшению зрения. Нежелательно также предлагать малышу книги с острыми краями, некачественными интерактивными элементами. Не единожды приходилось слышать от мам истории о том, как малыш прорезал подушечку пальчика, листая страницы, сломал ноготок слишком тугим, плохо вращающимся колесиком игровой книжки.
Если ребенок уже пробует читать сам, обращайте особое внимание на шрифт и способы подачи текстового материала. Слишком мелкий шрифт, маленький межстрочный интервал, расположение текста поверх иллюстраций — все это факторы дополнительной нагрузки на зрение.
И еще одно очень субъективное дополнение: ребенку не нужны книги со звуковым модулем. Не хотелось бы впадать в крайности, но эта категория книг вместе с книжками-глазастиками должна оставаться за пределами любого дома, где есть ребенок.
Замечательно, если после прочтения книги ребенок сам захочет пролистать ее. Помогите ему осмыслить полученные впечатления и, если ребенок постарше, проговорите вместе с ним сюжет. Детям очень важна такая рефлексия.
- Тебе понравилась сказка?
- Как ты думаешь, она смешная или грустная? (Характеристики могут варьироваться)
- Что тебе запомнилось? Хочешь, я покажу тебе, какой момент запомнился мне?
- Почитаем с тобой эту сказку еще раз вечером?
Если ребенок старше трех лет, попытайтесь помочь ему пересказать сюжет сказки в игровой форме: «Представляешь, а наш мишутка не знает эту сказку, он спал, пока мы с тобой читали. Расскажем ему, что тут приключилось?». Берем мишутку и по иллюстрациям вместе с ребенком «читаем» ему сказку.
Сказки можно обыгрывать в творчестве, рисовать, лепить персонажей, мастерить поделки по мотивам любимых сюжетов.
Пересказ по ролям, маленькие инсценировки доступны и просты по форме и крайне значимы по эмоциональному содержанию.