7 шагов для приучения к порядку
Еще 15 статей на тему: Kак вырастить самостоятельного ребенка
Учимся быть самостоятельными Как научить ребенка самостоятельности Детский тайм-менеджмент: зачем это нужно Дети за работой: 4 рекомендации эксперта Как привлечь ребенка к уборке Маленький помощник Мамы делятся опытом: как вы приучаете дошкольника к порядку Как подружить ребенка со временем Дети и деньги О воспитании детей Мир твоей тарелке: как научить ребенка есть самостоятельно Как научить детей управлять финансами Как познакомить детей с деньгами: 10 советов родителям Когда учить ребенка определять время по часам? Как научить ребенка определять время по часам?7 шагов для приучения к порядку
Между словами «дети» и «беспорядок» многие ставят знак равенства. Валяющиеся игрушки, детальки пластмассового конструктора, вызывающие столько эмоций, когда наступаешь на них ночью, бумажки с очень-важными-рисунками, камушки, палочки и целая куча всего – вот примерное содержимое типовой детской комнаты. Можно ли это исправить?
Вполне, только придется немного помочь ребенку: вместе найти мотивацию, разработать тактику и установить правила.
1. Настрой на позитив
«Быстро убери комнату, иначе никаких мультиков!», «Ну что ты за грязнуля», «Сейчас соберу все в мешок и выкину»… Понятно, что подобные высказывания изначально присваивают уборке статус наказания. И – вызывают соответствующую реакцию: не хочу, не буду, отстань, а то и обиженный рев.
А если попробовать наоборот? «Давай сделаем твою комнату еще красивее!», «Как здорово, когда все на своих местах, правда?», «Удобно, если можно сразу найти нужную вещь!». А еще – можно включить веселую музыку и съесть специальное, предуборочное печенье с соком, чтобы появились силы.
2. Важность мнения самого ребенка
«Выкинь эту ерунду!», «Ну разве так – красиво?», «Что за хлам ты хранишь?» – пренебрежительные высказывания отбивают всякое желание убирать. Мало того, малыш не ощущает территорию своей. Понятия о красоте и уюте у детей и взрослых разные, но если комната – детская, ребенок имеет право на свою точку зрения. Можно мягко предложить другой вариант, но не настаивать на нем.
Кроме того, настоящая трагедия для малыша – приказ разобрать замок из кубиков, который он строил целый день, или волшебную страну, пусть та и занимает полкомнаты. Относитесь с уважением к его труду и играм, это только укрепит доверие.
Неправильная позиция – наводить порядок, потому что «гости придут» или «чтобы не было стыдно перед бабушкой». В первую очередь, нужно выработать потребность в аккуратно организованном пространстве, а не желание произвести впечатление.
3. Четкий план
Посыл «быстро убери все» – слишком общий для ребенка. Продуктивней составить список задач: убрать игрушки с пола, вытереть пыль на полках и столе, пропылесосить – в зависимости от возраста и умений. Если чадо умеет читать – можно записать все по пунктам, в противном случае – после одного задания давать другое, заранее обозначив фронт работ .И не забывайте про небольшие веселые перерывы в процессе и похвалу – в конце.
4. Места для хранения
Если у каждой вещи есть свое место, уборка пойдет быстрее. Этот ящик – для конструктора, этот – для красок и карандашей, домик – для кукол, шкаф – для мягких игрушек. Процесс станет не только упорядоченным, но и понятным: мы так делаем, чтобы вещи было проще найти. Малышу можно приклеить картинки-обозначения, для более взрослых – просто определить места. Конечно, должен быть «ящик для всяких мелочей», но один, а не десяток, где все лежит вперемешку – лишь бы на полу не валялось.
5. Интересные задания
Задания в игровой форме – отличный вариант уборки для дошкольников. Злой король Беспорядок завладел комнатой и хочет засыпать ее пылью. Чем больше мусора мы найдем и чем лучше расставим игрушки, тем слабее он станет. Начнем? Можно устроить соревнования: кто красивее обустроит полку в шкафу, кто быстрее протрет пыль – мама в большой комнате или ребенок в детской. Медаль за чистоту и красоту в конце или переходящий вымпел – достанутся лучшему.
6. Избавление от ненужного
Чем больше вещей в детской, тем сложнее их убирать. Время от времени проводите ревизию – одними игрушками ребенок не играет в силу возраста, их стоит отдать, другие – просто не востребованы (такие стоит спрятать и достать через пару месяцев, возможно, они придутся кстати), третьи вообще сломаны и не подлежат починке.
7. Полезные привычки
«Поиграл (почитал, порисовал) – убери»,– простое, но очень полезное правило. Объясните, что гораздо проще так поддерживать чистоту, чем потом расставлять по местам все сразу. Кроме того, выработайте привычку убирать игрушки вечером – не перед самым сном, когда малыш устал и капризничает, а перед ужином или вечерним мультфильмом. Покажите, в том числе и на собственном примере, как аккуратно складывать свою одежду после прихода с улицы, ставить посуду в раковину или посудомоечную машину, складывать грязные вещи в корзину. И – иногда устраивайте маленькие праздники непослушания, с булочками в постели и боем подушками. Дисциплину они не подрывают, а настроение поднимают.
Марина Беленькая