Самые популярные школьные инфекции
Самые популярные школьные инфекции
Вот и ваш малыш пошел в школу, и позади уже первые учебные полгода. А что, если ребенок «не вылезает» из череды простуд и в очередной раз пропускает занятия? Кто-то 2-3 раза в год (и это не должно вызывать опасений, потому что считается нормой), а ктото не посещает школу неделями! Давайте разберемся.
Школьника, который более 5-6 раз в году отправляется на больничный, у медиков принято называть часто болеющим. Увы, таких детей немало. Очереди в кабинет педиатра не исчезают даже летом, что вызывает опасения врачей, учителей и, конечно, родителей. Итак, чем чаще всего болеют школьники, почему детский организм не может сопротивляться инфекциям и что делать, чтобы болезни случались реже? Обо всем по порядку.
Инфекционные и хронические заболевания: как уберечь ребенка
Согласно результатам научных исследований за последние 5 лет возросла частота функциональных нарушений (сбои в работе тех или иных органов и систем организма) среди школьников на 20-45%, а хронических заболеваний на 30-67%. Причины инфекционных и хронических заболеваний не всегда лежат на поверхности. Им способствуют окружение, сезонность, социальнобытовые условия, несоблюдение режима дня, а также его неверное распределение, неправильное питание, большие нагрузки в школе, атмосфера в семье и психологические проблемы ребенка. Участковый педиатр, по сути, не имеет права вмешиваться в семейные дела и наставлять родителей, как нужно себя вести с детьми, но в его обязательные функции входит давать советы, чтобы ребенок рос здоровым. Итак, что влияет на здоровье ребенка?
Режим дня. Существует простой универсальный метод, способствующий развитию здоровья школьника – это соблюдение режима дня. Речь идет о достаточном количестве сна и необходимости прогулок на свежем воздухе. Про сон добавить нечего, об этом говорят все: учителя, родители, ведущие телевизионных программ. Что касается прогулок, то, почему-то, у нас не принято отпускать детей на улицу сразу после обеда. Считается, что в это время пора приступать к выполнению домашних заданий. Загрязненный воздух, шум на улице, неблагоприятная компания, неготовность ребенка сразу после прогулки приниматься за выполнение домашних заданий – все это убедительные, но всего лишь придуманные родителями аргументы. Как бы то ни было, школьнику любого возраста нужна эмоциональная разрядка после учебного дня и сытного обеда, и прогулка на свежем воздухе – лучшее решение проблемы.
Дополнительные занятия спортом. Аристотель говорил, что ничто так не разрушает человека как продолжительное физическое бездействие. Двигательная активность у первоклассника сокращается примерно в 2 раза по сравнению с дошкольным периодом. Уроков физкультуры явно недостаточно, чтобы полноценно поддерживать нормальный рост и физическое развитие ребенка. При этом формирование внутримозговых связей происходит быстрее, если дети занимаются спортом. Бассейн, танцы, футбол, фигурное катание или карате хорошо влияют на физическое и психическое развитие ребенка.
Питание. В рационе ребенка обязательно должны быть горячие блюда. Постоянный отказ от горячих завтраков, обилие пирожных, бутербродов и чипсов недопустимо. Питание обязательно должно быть сбалансированным.
Неоправданные ожидания родителей. Это родительский комплекс, который очень мешает жить и развиваться детям. У ребенка свой ритм, склонности к тем или иным наукам, психологические установки и многое другое, поэтому образовательный процесс не должен зависеть от капризов родителей – ребенок не должен учиться лучше всех, постоянно читать и долго делать уроки.
Стресс. Сила иммунитета – степень устойчивости организма к вирусам – напрямую зависит от стабильности нервной системы, поэтому очень важно, чтобы школа была для ребенка благоприятной средой, а не источником проблем, страхов и комплексов. Стрессы из-за большой нагрузки, конфликтов с учителями или одноклассниками, как правило, тянут за собой рассеянность, неусидчивость, переутомление, капризы и даже истерики. Нежелание посещать школу усугубляет социальную дезадаптацию. Эти факторы могут вызывать у детей постоянные головные боли, некрепкий сон, плохой аппетит, нервозность и усталость.
Принадлежность к группе часто болеющих с самого детства. Этот фактор можно рассматривать как психологическую проблему: такие дети уже с первого дня учебы немного апатичны, у них снижена мотивация к обучению, а также внимание, работоспособность, желание соответствовать другим ребятам в классе. Все потому, что нервная система таких детей из-за ослабленного иммунитета моментально реагирует на любой стресс болезнью, вследствие чего дети вынуждены постоянно пропускать занятия в школе.
Меры профилактики. Очень часто в семье не соблюдаются простейшие меры профилактики, родители игнорируют рекомендации по соблюдению режима дня, сбалансированного питания, физической активности. Важно регулярно проводить мероприятия по закаливанию и оздоровлению, а также делать профилактические прививки.
Самые распространенные школьные инфекции
Помимо всех положительных моментов учебный процесс в школе включает и ряд негативных факторов: нарушение осанки, ухудшение зрения, стрессы и, конечно, высокую вероятность подхватить инфекцию. Чем школьники болеют чаще всего?
ОРЗ (ОРВИ). К этой группе вирусных инфекций относятся болезни верхних дыхательных путей: простуда, бронхит, грипп и др. Опасность заключается в том, что восприимчивость к этим инфекциям у детей очень высока, и применение противовирусных препаратов не является целесообразным. Один раз в несколько лет обязательно появляется вариация вируса, от которого нет вакцины; именно вследствие этого и развиваются эпидемии, охватывающие тысячи городов по всему миру.
Ангина или острый тонзиллит. Сильные боли в горле, общее недомогание, повышение температуры до 39° – все это признаки ангины. Острое инфекционное заболевание развивается из-за микробов, вызывает нагноение, и протекает, как правило, тяжело. Ангина – безусловный повод для того, чтобы обратиться к врачу. Иногда необходимо прибегнуть к антибиотикам, так как ангина стрептококкового происхождения может быть опасна своими осложнениями, в том числе для почек, что способно серьезно отразиться на здоровье ребенка в будущем. Следите за лечением ребенка: он должен полоскать горло 3-4 раза в день, обязательно пить много теплой жидкости и соблюдать постельный режим. Придерживаясь назначений врача, можно избежать негативных последствий болезни.
Скарлатина. Для скарлатины характерно сочетание высокой температуры, ангины, лимфаденита (воспаление лимфатических узлов) и мелкой сыпи. Заболевание вызывает гемолитический стрептококк группы А. Проникая в организм, возбудитель оказывает негативное действие на внутренние органы и может вызвать осложнения у детей. Поэтому при появлении таких симптомов нужно обязательно вызвать врача. Скарлатину также легко можно подхватить в школе: как и многие другие инфекции, она распространяется воздушно-капельным, контактным и даже пищевым путем, причем источником может быть как уже больной человек, так и бактерионоситель. Ребенку со скарлатиной необходимо обеспечить постельный режим и щадящую диету, а врач подберет курс антибиотиков. При тяжелом течении заболевания, осложнениях, а также по социальнобытовым условиям может потребоваться госпитализация.
Ротавирусная инфекция. Подхватить ротавирусы (возбудители так называемого «кишечного гриппа») ребенок может любыми путями – по воздуху, через грязные руки или пищу. Инфекция проникает в слизистую оболочку желудочнокишечного тракта. Медицинская статистика утверждает, что каждый ребенок в мире переносит ротавирусную инфекцию, а ежегодное количество зарегистрированных случаев заболевания достигает 25 млн. Вирус обязательно рано или поздно появляется в яслях, детских садах или школах. Если ребенок заразился, самое главное – обеспечить ему водную нагрузку и обильное питье, чтобы восполнить потери жидкости, лучше – с использованием специальных растворов («Регидрон»). Также могут быть целесообразны препараты очищающего действия (сорбенты) и эубиотики (бифидобактерии). Кроме этого необходимо соблюдать строгую диету, предписанную вашим лечащим врачом. После перенесенной ротавирусной инфекции вырабатывается нестойкий иммунитет, и есть риск заразиться повторно.
Ветряная оспа или ветрянка. Это, пожалуй, самая знаменитая инфекция, которая не может остаться незамеченной. Для ветрянки характерна везикулопустулезная сыпь (инфекционное поражение кожи), которую невозможно спутать с другими инфекциями. Особенность заболевания в том, что заразность болезни достигает 95%. Иными словами, если раньше ребенок ветрянкой не болел, то после контакта с больным человеком он заразится в 95% случаев. Когда в детском саду или классе появится хотя бы один заболевший ветрянкой малыш, можно объявлять карантин.
Как правило, ветрянкой болеют дети в раннем возрасте, еще в детском саду, но возможно заболевание и в более старшем возрасте. Причем чем старше ребенок, тем тяжелее может протекать заболевание. В настоящее время существует вакцина против ветряной оспы, применяемая с 2 лет и способная предотвратить заболевание. О том, стоит ли использовать этот метод профилактики у вашего ребенка, стоит посоветоваться с педиатром. Определенные специфические препараты для лечения ветряной оспы у детей, как правило, не используются. Противовирусные препараты из группы ацикловира могут быть назначены вашим лечащим врачом в тяжелых или осложненных случаях заболевания. Стоит отметить, что зеленка или подобные ей средства помогают облегчить зуд и предупреждают инфицирование. Особенность также заключается в том, что во время болезни на вирус ветряной оспы вырабатывается иммунитет, поэтому ветрянкой болеют только 1 раз в жизни. Однако вирус в неактивном состоянии навсегда остается в организме и в далеком будущем может проявить себя в виде опоясывающего герпеса.
Советы родителям
Постоянные болезни ребенка, как уже говорилось выше, связаны не только со слабым иммунитетом. Одним из решающих факторов помимо прочих является психологическое состояние малыша. В связи с этим родителям нужно постараться свести к минимуму все раздражающие факторы. Что для этого нужно?
• Соблюдение режима дня.
• Сбалансированное питание.
• Зарядка, водные и воздушные закаливающие процедуры, начиная со второй недели после выздоровления.
• Крепкий здоровый сон (посчитайте в выходные дни, сколько часов необходимо вашему ребенку, чтобы выспаться, а в будни укладывайте его спать в такое время, чтобы к утру он получил свою норму; в случае переутомления обязательно укладывайте ребенка спать после школы).
• Минимум час времени на общение с ребенком и игры ежедневно (в этот час не входит проверка домашнего задания!).
• Ежедневная дыхательная гимнастика.
• По назначению врача – общеукрепляющий массаж.
• Одежда из качественных натуральных тканей (особенно если ребенок страдает вегетативными нарушениями).
• Соблюдение общепринятых правил гигиены.
Школа как залог успешного формирования личности
Отсутствие школы в жизни ребенка как полноценного и основательного института не может не сказаться на физическом и психологическом развитии малыша. Почему?
Отсутствие мотивации. У часто болеющих детей много свободного времени. Повышенная опека и забота родителей приводят к тому, что ребенок становится малоинициативным и нерешительным. Он воспитывается в тепличных условиях, особенно, если этот ребенок – единственный в семье. В результате он растет изнеженным, тревожным, мнительным. Все это ведет к школьной дезадаптации, и такие дети становятся нередко беззащитными перед сверстниками.
Уровень интеллектуального развития. Ребенок должен развиваться комплексно, именно такой формат предполагает современное школьное образование. Частые пропуски уроков в школе могут стать причиной замкнутости ребенка, что скажется на его отношениях со сверстниками. Тем не менее, нерегулярное посещение школы не влияет на уровень интеллекта детей, как правило, проблемы возникают из-за их неорганизованности и отсутствия простых навыков.
Дефицит моторики. Родителям нужно следить за тем, чтобы во время болезни ребенок не полностью отдалялся от учебного процесса, по мере возможности выполняя домашние задания и вникая в новый материал.
Исключительный случай: альтернативное обучение
В случае, если ребенок болеет настолько часто, что пребывание его в школе в соответствии со стандартным расписанием не приносит должных положительных результатов в учебе и лишь усугубляет эмоциональное состояние малыша, родителям стоит всерьез задуматься о других формах обучения.
Индивидуальный график. По договоренности с руководством учебного заведения можно посещать лишь лекции в школе, приходить на консультации с преподавателями или посещать школу несколько дней в неделю (например, с выходным в среду или четверг). Такой формат идеально подходит тем детям, у кого плохая самоорганизация.
Обучение на дому. Если ребенок имеет тяжелое заболевание, в связи с которым он должен длительное время находиться дома, преподаватель может приходить на дом, консультировать по предмету и проверять домашнее задание.
Экстернат. Чаще всего такой режим предлагают детям, обладающим достаточно высоким интеллектом, но не желающим или не способным найти общий язык с коллективом и соблюдать школьные требования. Для малышей, которые большую часть времени проводят на больничном, экстернат также может оказаться наиболее удачным вариантом.
Дорогие родители, здоровье вашего ребенка в ваших руках. Чтобы дети росли крепкими и здоровыми, соблюдайте режим дня, правильно распределяйте сочетание умственной нагрузки с двигательной активностью. Избегайте переутомления нервной системы, уделяя внимание полноценному сну. Не забывайте о сбалансированном питании, помните – пища должна быть разнообразной, вкусной и калорийной. Не забывайте также о закаливании, оно является важным средством профилактики простудных заболеваний. Если школьник болеет часто, не пренебрегайте прививками, лечебными и профилактическими процедурами, вовремя проходите диспансеризацию и обязательно узнайте у своего педиатра о возможностях санаторнокурортного лечения. Ребенок должен расти в любви и ласке – это залог здоровья и гарантия интересного и счастливого детства!
Алла Григорьевна Кизева, педиатр, доцент НИИ Педиатрии
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2013