Школа приёмных родителей

Школа приёмных родителей

Школа приемных родителей — явление относительно новое. Но эти программы уже помогли немалому количеству детей и родителей найти друг друга и создать новые семьи. Что происходит на занятиях, кто их посещает, какие страхи есть у будущих родителей и на каких условиях можно взять в семью ребенка? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Татьяна Маркова, педагог — психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Что такое «школа приемных родителей»?

Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видео-сюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.

Кто приходит на такие занятия?

Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны. С сентября 2012 года обучение в школе приемных родителей будет обязательным для всех желающих принять в семью ребенка.

С юридической точки зрения приемный ребенок приравнивается к своему собственному?

Форм несколько: самой, скажем так, «легкой» формой является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребенка) — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как своего собственного. «Промежуточные» формы семейного жизнеустройства — это опека (попечительство), приемная семья, патронат — здесь ребенок по сути является “государственным”, но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.

Бывало ли так, что вы отговаривали родителей взять ребенка?

На занятиях не уговаривают и не отговаривают, потому что это работа с осознанным выбором людей. Наша цель как специалистов — это максимально полно рассказать потенциальным родителям о том, что их может ожидать после того, как в семью попадет ребенок. На курсах объясняют как себя вести и куда обращаться в случае необходимости.

И все же бывают ли случаи, когда объективно не стоит брать ребенка?

Мотивы потенциальных родителей бывают очень разные: быть нужным, не остаться одному, помочь ребенку, реализовать нерастраченный родительский потенциал. Например, у женщины погибает ребенок и она через непродолжительное время, еще не отгоревав по своему собственному, хочет взять приемного ребенка того же возраста и пола. В этом случае на него ляжет ответственность не только за самого себя, но и за того, на чье место он как бы встал. И ребенок, скорее всего, этого не потянет. Мама, сравнивая приемного ребенка со своим, скорее всего, будет делать выбор не в пользу первого («Я думала, что он будет таким-то, а он ведет себя вот так-то»). Тогда он имеет все шансы стать «козлом отпущения». В подобных ситуациях лучше повременить с приемом ребенка.

Видимо, не все, кто прошел школу, решаются взять ребенка?

Если родитель в какой-то момент говорит, что сейчас не готов принять ребенка на воспитание — это не говорит о его слабости. Это значит лишь то, что, что он сейчас не готов (не вообще, а в данный момент). Бывает так, что участники групп на наших занятиях избавляются от иллюзий и стереотипов, с которыми пришли, появляются какие-то жизненные обстоятельства, и люди могут передумать.

Какие страхи есть у будущих родителей? Как вы с ними работаете?

Страхи, в основном, касаются того, что ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. Мы обсуждаем их, проясняем, и это снижает тревогу у потенциальных родителей.

Часто ли заходят папы?

Чтобы ребенок привык к новой семье нужно, чтобы она была достаточно гибкой и чтобы члены семьи были готовы к переменам. Поэтому участие обоих родителей было бы идеальным вариантом. Радует, что сейчас мужчины чаще стали включаться в процесс воспитания детей (в том числе и приемных). Конечно, они бывают скептически настроены к происходящему, но в процессе работы я вижу, что у многих позиция меняется. Женщины проще “вливаются”, потому что они, как правило, более тревожны, а курсы являются хорошей возможностью прояснить свои опасения и снизить тревогу.

Какие есть способы проверить — готов ли кандидат взять ребенка?

Специальных ходов нет, манипуляций с бессознательным участников мы не проводим. Работа ориентирована на осознавание и проговаривание основных моментов, связанных с приемом ребенка. Важно, чтобы люди избавились от иллюзий и стереотипных представлений. В противном случае, высок риск возврата, который зачастую происходит из-за неоправданных ожиданий.

Могут ли к вам обращаться родители, которые уже взяли ребенка в семью?

Российский и зарубежный опыт говорит о том, что важно не только готовить кандидатов, но и сопровождать готовые семьи. Участники всегда могут к нам прийти к нам на длительное сопровождение или получить разовые консультации.

Информацию и направление на обучение в ближайшую Школу приемных родителей вы можете получить в Органах опеки и попечительства по месту жительства.

Форум усыновителей
Еще форум
Консультации для усыновителей
Полезная информация

Задать вопросы Татьяне Марковой можно здесь

Поделиться
Класс

Приемные дети

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника