Счастливое детство
Еще 15 статей на тему: Игра в помощь: воспитываем и развиваем
Воспитание гигиенических навыков Как привить уважение к игрушкам Как приобщить ребенка к музыке: взгляд специалиста Как вырастить бизнесмена Детский тайм-менеджмент: зачем это нужно Когда отдавать ребенка на развивающие занятия Вальдорфская педагогика Развивающие пособия для детей Песочница Игра — это серьёзно! Часть первая: игровое развитие ребёнка Игра — это серьёзно! Часть вторая. Сенсорные игры Игра — это серьёзно! Часть третья. Предметные игры Игра — это серьёзно! Часть четвертая. Сюжетно-ролевые игры Игра — это серьёзно! Часть пятая. Послеигровая эпоха Спокойные игры перед сномСчастливое детство
Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота… Если во времена Агнии Барто кружки и студии дети посещали все-таки в основном уже в школьные годы, сейчас это уже не так. Идеи раннего развития проникли в широкие родительские массы и сейчас просто неприлично не водить чадо на всевозможные развивающие занятия начиная с года, а то и раньше. И чем шире список кружков и студий, посещаемых дошкольником, тем престижнее для родителей, ну и, наверное, полезнее для развития ребенка.
Недаром популярная книга Масару Ибука называется «После трех уже поздно». Чем больше заложишь в малыша в возрасте до трех лет, когда наиболее интенсивно развивается мозг и ребенок впитывает информацию, как губка, тем лучше.
Некоторые родители, правда, на мой взгляд, перебарщивают. Неделя трехлетнего сына одних моих знакомых расписана, как у какого-нибудь топ-менеджера или бизнесмена. Понедельник — бассейн и английский, вторник — ушу и шахматы, среда — изостудия, четверг — опять ушу и музыка, пятница — опять бассейн и английский, суббота — опять изостудия, воскресенье — снова музыка. И это помимо того, что он ходит в детский сад, где тоже есть различные занятия. Ни минуты, свободной от развития, у мальчика нет.
Все это здорово, но вот психологи считают, что ребенку обязательно необходимо оставлять время, чтобы просто поиграть самостоятельно, пофантазировать, помечтать, посмотреть в окно, в конце концов. И это личное время не менее, а даже более важно для развития, чем специальные занятия. В эти моменты развивается нечто такое, чего не разовьешь по-другому. Ну и конечно в жизни малыша обязательно должно быть место для веселья, беготни, шумных игр со сверстниками и родителями, словом для дуракаваляния. Без него тоже не вырастешь нормальным человеком.
К счастью, не все родители собираются растить маленьких гениев. Недавно британская компания по производству детского питания Cow & Gate, как сообщает BBC, провела опрос среди европейских родителей, что, по их мнению, должен уметь ребенок к трехлетнему возрасту. Вот первая десятка самых популярных ответов:
— делать куличики;
— помогать маме печь пирог;
— рисовать пальцами;
— громко петь;
— взбираться на высокие холмы;
— собирать фрукты;
— самозабвенно танцевать;
— делать песочные замки на пляже;
— убегать от сказочного чудовища;
— прыгать по лужам, причем так, чтобы замочить и мамины туфли тоже.
Стоит отметить, что, например, умение читать, считать или говорить на иностранных языках в этот список не вошли.
А вот еще один замечательный список. Его составила Юлия Луговская, мама, автор проекта orangefrog.ru, посвященного творческому подходу к обучению, воспитанию и общению с ребенком. Список называется «Checklist родителям дошкольников. Не забыть сделать для ребенка и вместе с ребенком»:
1. Пускать солнечные зайчики.
2. Наблюдать как прорастают семена.
3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.
5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
6. Смотреть на звезды.
7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.
9. Дырявить льдинки под струей воды.
10. Приготовить жженый сахар в ложке.
11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.
12. Показывать театр теней.
13. Пускать блинчики на воде.
14. Рисовать мультфильм на полях тетради.
15. Устроить жилище в коробке от холодильника.
16. Плести венки.
17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
19. Писать под копирку.
20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
21. Слушать пение птиц.
22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
23. Построить шалаш.
24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
25. Наблюдать восход и закат.
26. Любоваться лунной дорожкой.
27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29. Светить в темноте фонариком.
30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
31. Сходить на рыбалку.
32. Оставлять отпечатки тела на снегу.
33. Кормить птиц.
34. Делать секретики.
35. Строить дом из мебели.
36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37. Запускать воздушного змея.
38. Крутить ребенка за руки.
39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.
40. Сидеть в темноте, при свечах.
41. Делать чертиков из намыленных волос.
42. Дуть в пустую бутылку.
43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44. Издавать победный крик команчей.
45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46. Прыгнуть в центр лужи.
47. Делать записи молоком.
48. Устроить бурю в стакане воды.
49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50. Объясняться знаками.
51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
52. Дуть на пушинку.
53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.
54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.
55. Выдавливать формочками печенье.
56. Нанизывать ягоды на травинку.
57. Играть в циклопов.
58. Петь хором.
59. Починить любимую игрушку.
60. Пускать мыльные пузыри.
61. Наряжать елку.
62. Свистеть через стручок акации.
63. Смастерить кукольный домик.
64. Залезть на дерево.
65. Играть в привидений.
66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
67. Говорить о мечтах.
68. Стучать в самодельный барабан.
69. Выпустить в небо воздушный шар.
70. Организовать детский праздник.
71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.
72. Рисовать на запотевшем стекле.
73. Прыгать в кучи осенней листвы.
74. Начать обед с десерта.
75. Надеть на ребенка свою одежду.
Многое из этого волшебного списка проделывали и мы, родители, во время нашего детства. А специальных развивающих игрушек и особых развивающих занятий вот как-то, чего уж греха таить, не было. Но ведь смогли же развиться, просто делая секретики, дуя на пушинку, прыгая в куче листвы, смотря на облака, лазая по деревьям и рисуя на запотевшем стекле!
Так что, как всегда, все хорошо в меру. Развитие развитием, а счастливого детства еще никто не отменял. А после детства прыгать по лужам будет уже поздно.
Татьяна Щеглова