Давайте своим детям совершать ошибки
Еще 18 статей на тему: Воспитываем душевно здоровых и сильных детей
Почему я благодарен жене за то, что она привлекла меня к воспитанию ребенка «Осознанность поведения»: когда и как можно оставлять ребенка одного Как (и когда) извиняться перед своим ребенком Как воспитывать детей — и оставаться любовниками 10 причин, почему детские истерики — это хорошо Как решить конфликт с ребенком. 4 совета от главного в мире переговорщика 5 советов от гарвардского психолога: как растить доброго ребенка Психотерапевт Виктория Жаденова: как быть, если ребенка обижают в школе? Как и зачем любить ребенка безусловно: 4 совета от автора «Единой теории счастья» Секс и нагота после рождения детей: мамы и папы обсуждают и спорят Mattel выпустила первую куклу Барби в хиджабе Один близкий друг значит более счастливую взрослую жизнь, чем общая популярность Третья дочь Скалы Глава фонда «Нужна помощь» запустил флешмоб ко Дню защиты детей Четверо из двенадцати детей в Таиланде спасены из пещерного плена Детство под знаком мяча: как родители прививают детям любовь к футболу Не бросайте своих (или «любовь творит чудеса») Гениями не рождаютсяДавайте своим детям совершать ошибки
В блоге My Kind of Parenting появилась публикация о том, почему если ребенок очень не хочет надевать куртку, иногда не следует с ним спорить.
Пожалуйста, давайте своим детям совершать ошибки. Не путайте разрешение принимать свои собственные решения с понятиями «я сдалась» и «не справилась с воспитанием».
Меня не раз осуждали за то, что я позволяла своим детям делать свой собственный выбор. Откровенно говоря, я считаю нелепой идею о том, что мы должны указывать ребенку, что ему делать, не давая ему автономии — самостоятельности.
Мои дети — три года и шесть лет — дошли до той стадии, когда они хотят спорить примерно про все, что я им говорю. Они не хотят отложить игрушки и пойти обедать. Они не хотят есть овощи. Они не хотят перед сном чистить зубы.
Проведение времени с семьей, здоровье и гигиена — эти вопросы обсуждению не подлежат. Тут я занимаю твердую позицию, напоминаю им, кто здесь главный, и вынуждаю поступить так, как я говорю поступить.
Однако, как это часто бывает в родительстве, такую позицию я занимаю не по всем вопросам. Иногда, когда дети не соглашаются со мной, я позволяю им принимать решения самим — даже если это идет наперекор моим желаниям.
И вот здесь, кажется, лежит разделительная линия в современном понимании родительства. Есть две крайности: с одной стороны есть родители, слово которых это закон и «не обсуждается», а с другой стороны — другие родители, которые дозволяют своим детям делать все, что им заблагорассудится.
Но и есть такие, кто находится посередине: мы осознаем, что родительство — это промежуточная, серая зона, потому что черно-белая жизнь скучна, непрактична и чаще всего невозможна.
Я верю в то, что детям надо позволять совершать ошибки. Я верю в то, что им нужно разрешать принимать решения самим, потому что знаю, что им придется иметь дело с последствиями своего выбора. Оба моих ребенка начинают понимать, что выбор идет рука об руку с ответственностью, а понимание этой штуки приходит лишь с опытом.
Например, возьмем зиму. Иногда на улице очень холодно. Дети настаивают, что им не надо надевать куртки, чтобы дойти из гаража до машины, а из машины до магазина. Я говорю, что они замерзнут и пожалеют о своем решении. Они спорят, что нет, не пожалеют. Тогда я позволяю им принять такое решение. Я знаю, что на самом деле они пожалеют о том, что не прислушались ко мне. И что более важно, я уверена, что не подвергаю их какой-то реальной опасности, потому что за всю историю человечества никто еще ни разу не умер от того, что побыл пару минут на улице без куртки при температуре ноль градусов.
То, что я позволяю детям решать самим, не значит, как сказали бы некоторые, что «я сдалась» и «не справилась с воспитанием». Это значит, что я готовлю своего ребенка к жизни в реальном мире. Это и есть «воспитание». В реальном мире у них не всегда рядом будет кто-то, кто скажет как поступить. В реальном мире им придется взвешивать за и против, рассматривать возможные последствия и принимать решение.
Как бы тяжело это ни было, я думаю, что в некоторых ситуациях это хорошо, когда дети (уважительно) подвергают сомнению разумность наших указаний. Они это делают не потому, что не уважают нас, а потому что они все еще учатся понимать логику. На развитие отвечающей за это части мозга уходят десятилетия. Они могут не понять «надень куртку, потому что я говорю тебе надеть куртку» или «надень куртку, потому что на улице холодно». Но они ТОЧНО поймут «я не надел куртку, и теперь я мерзну».
И знаете что? В следующий раз они наденут чертову куртку.
Я уверена, что детям надо давать право на ошибку.
Разумеется, я не разрешу им играть с ножами или экспериментировать с тяжелыми наркотиками во время просмотра «Улицы Сезам». Я не позволю им делать ничего, что может на самом деле причинить им вред.
Но разрешу ли я им иногда принимать неверные решения для того, чтобы они усвоили урок? Еще как! Самые тяжелые и ценные уроки я усвоила в результате полных провалов. Мне нужно было через это пройти, чтобы понять, насколько неверными были принятые мной решения. Это называется «личностный рост», очень рекомендую.