Что лечат сказками
Еще 4 статьи на тему: Детская социализация: как научить ребенка общаться со сверстниками
Как найти ребенку друзей Современное детство: какое оно Учим ребенка выражать чувства Нужны ли малышу друзья?Еще 15 статей на тему: Психологические проблемы у детей
Почему ребенок капризничает Детская истерика: что хочет сказать ребенок? Психосоматика у детей Вредные привычки у детей Детские капризы: как победить Возраст внимания Застенчивый ребенок: как жить дальше? Пет-терапия для детей и взрослых 10 способов управлять поведением трудного ребенка 6 признаков хорошего детского психолога Книга «Экстремальное материнство»: как жить с «трудным» ребенком 10 причин, почему детские истерики — это хорошо «Экстремальное материнство»: учим детей с СДВГ самоконтролю А что если ребенок вечно хамит? Мой стеснительный малыш: нужна ли помощь мамы?Что лечат сказками
— А я-то всегда был уверен, что дети — просто сказочные чудища, — заметил Единорог…
Губы Алисы дрогнули в улыбке, и она сказала:
— А знаете, я всегда была уверена, что единороги — просто сказочные чудища! Я никогда не видела живого единорога!
— Что ж, теперь, когда мы увидели друг друга, — сказал Единорог, — можем договориться: если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя!
Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»
Алиса рассмеялась.
— Этого не может быть! — сказала она. — Нельзя поверить в невозможное!
— Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
Рассказы (в особенности сказки) всегда были самым эффективным способом общения с детьми. По мнению известного детского психолога Дорис Бретт, важно говорить на том языке, который понятен ребенку и на который он лучше отзывается, — на языке детской фантазии и воображения.
В некотором царстве, в некотором государстве
Мифы, сказки и легенды передавались из поколения в поколение на протяжении веков и нашли свое отражение в культурах разных народов. Волшебные сказки хранят в себе древние архетипические образы и мудрость предков, простым языком описывая философские проблемы осмысления мира. Изучая волшебные сказки, психоаналитик Бруно Беттельхейм подчеркивал их важную роль, потому что они помогают детям преодолевать тревогу и справляться с внутренними эмоциональными конфликтами.
В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они рассказывают ребенку о том, что мир устроен совсем не просто: в нем есть несправедливость и зависть, что страх, горе и отчаяние – такая же часть нашей жизни, как смелость, радость и надежда. Но самое главное – сказки говорят о том, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим принципам, хотя его ждут испытания и искушения, он, в конце концов, обязательно победит.
Анализируя сказки, мы ищем жизненные уроки, смыслы и послания. В сюжете волшебной сказки содержится важная информация о развитии личности, превратностях судьбы, испытаниях и способах их преодоления. Исследователи выделяют семь основных этапов в развитии сюжета волшебных сказок:
1. Рождение героя и жизнь в отчем доме. На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы отношения между ними.
2. Расставание с родным домом добровольное или вынужденное; отправить в путь героя побуждают либо обстоятельства и ситуация, либо насущная внутренняя потребность, желание.
3. Выбор своего пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с будущими сказочными помощниками. Как правило, главный герой выбирает самый трудный путь, но именно он оказывается правильным. Следуя по выбранной дороге, герой встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Каждое доброе дело помогает найти герою новых друзей и помощников (как ты относишься к Миру, так и он к тебе). Они появляются в трудный момент, когда герой не может справиться с проблемой в одиночку.
4. Борьба со злом и победа, после которой герой изменяется внутренне, приобретая новые возможности и опыт.
5. Возвращение домой. Трудности в пути. На этом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции приобретенного им опыта, с использованием возможностей волшебных предметов.
6. Прибытие домой. Нередко герой сталкивается с завистью и проходит дополнительные испытания.
7. Свадьба и наследование царства, коронация. Внутренние положительные качества героя, его потенциал раскрыт и он получает новый социальный статус: становится мужем и правящим монархом, приобретая мудрость и ответственность.
Слушая сказочные истории, дети невольно находят в них сходство со своей собственной жизнью, ощущают надежду. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя, чтобы справиться со своими страхами и трудностями, «победить зло». Поэтому чтение перед сном может стать для родителей хорошей возможностью наладить доверительные отношения с ребенком, узнать, что его волнует, какие важные события произошли за день или даже примириться, если ранее произошла ссора.
Иногда взрослый, желая поддержать ребенка, помочь ему в трудной ситуации, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не одинок. В этой ситуации на помощь приходит сказка, когда родитель вместе с ребенком погружается в мир фантазии и волшебства. В сказочном мире возможны самые невероятные сочетания событий и героев. Фантазия – язык общения для детей, который мы, взрослые, начинаем, к сожалению, со временем забывать.
Да в ней намек
Многие практические психологи используют сказкотерапию не только в работе с детьми, но и с взрослыми. Круг психологических проблем, с которыми помогает справиться метод сказкотерапии, широк и многообразен: возрастные кризисы и травмы, конфликты в детско-родительских отношениях, ревность и соперничество, трудности общения со сверстниками, сложности в детском саду или школе, преодоление страхов и тревог, агрессивное поведение и злость, работа с чувствами вины, стыда и обиды, повышение самооценки и уверенности в себе. И еще множество других.
Через сказку психологу легче установить эмоциональный контакт с ребенком. Она так же служит средством диагностики через метафору и образы психологических трудностей клиента. В работе с детьми учитывается характер поведения во время чтения сказки, дальнейшее обсуждение рисунка по сказке, выбранного сюжета – все это может дать информацию об актуальном состоянии ребенка. Сказка является основой для дальнейшей психотерапевтической работы. Рассказывание сказок позволяет в метафорической форме предоставить ребенку различные варианты преодоления жизненных трудностей и разрешения конфликтов.
В индивидуальном консультировании взрослых сказочные истории используются на разных этапах: на стадии установления контакта с клиентом, на стадии формулирования первоначального запроса или на стадии ориентировки в проблемной ситуации.
А кто слушал – молодец!
Наверное, многие родители хотели бы узнать, как можно применить волшебные сказки «в домашних условиях». Самый простой и естественный способ – это рассказывание или чтение сказочных историй вслух. Даже если ребенок уже научился читать сам, важно, чтобы это делали вы. Тогда вы вступаете в непосредственный эмоциональный и доверительный контакт с ребенком, как бы одобряя своим присутствием содержание сказки и поощряя ребенка к дальнейшему совместному обсуждению услышанного. Многие дети получают немало удовольствия от чтения мамой или папой сказок вслух.
Читая ребенку историю, важно наблюдать, как меняется его эмоциональное состояние и поза тела, когда он слушает вас. Если беспокойный обычно ребенок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться – значит, либо тема не значима, либо сказка по форме еще пока трудна для его понимания. Может оказаться и так, что темы, затронутые в сказке, болезненны для ребенка и остро переживаются им, поэтому упоминание о них даже в сказочном контексте приводит к отторжению. Также будет наблюдаться телесное напряжение, изменения дыхания и мимики при упоминании или разговоре с ребенком на тему, связанную с травмирующей ситуацией.
В процессе чтения или рассказывания истории можно просить ребенка высказывать свое мнение по поводу развития сказочных событий. Возможно, он что-то захочет важное для него добавить или изменить в сказочном сюжете или действиях героев.
Закончив чтение, необходимо обсудить сказку, поделившись своими мыслями и чувствами. Но помните, что вы не должны оценивать или осуждать эмоции и высказывания ребенка, потому что нет правильных или не правильных ответов, так же, как и сказок. Важно уметь выслушивать ребенка, постепенно предоставляя ему инициативу ведения диалога. Лучше всего, если он сам будет задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Ребенок может устать, потому что эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил и энергии. Если ребенок не захочет ничего говорить, — не заставляйте его, чтобы не сформировать отвращение к подобным совместным занятиям. Попробуйте вернуться к сказке и обсуждению через некоторое время.
Когда обсуждение завершиться, можно попросить ребенка нарисовать рисунок, иллюстрирующий сказку, или вылепить понравившихся ему персонажей. Хорошо было бы, чтобы вы наравне с ребенком приняли участие в лепке или рисовании, создав что-то свое. По-прошествии какого-то времени, предметом обсуждения или игры может стать уже сам рисунок — вылепленная фигурка. Содержание рисунка может вам многое рассказать о реакции ребенка на сказку, так как, скорее всего, он выберет тему наиболее эмоционально значимую для него.
Возможно, вас удивит, что ребенок создал рисунок не совсем правильно «иллюстрирующий» сказку. Это естественно, потому что он выделяет наиболее значимые моменты и вносит коррективы в саму сказку, а так же выражает свое отношение к сюжету.
Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!
Самым интересным этапом работы со сказкой может стать драматизация или разыгрывание сказочной истории. Тогда у ребенка появляется возможность прожить сказку не только на эмоциональном, но и на телесном уровне. Договоритесь с ребенком, кто и кого будет играть, раздайте роли, придумайте костюмы и грим, найдите простой реквизит, используя домашние предметы. Желательно, чтобы выбор принадлежал самому ребенку. Если предполагается большое количество персонажей, то вы можете пригласить друзей или родственников, взять на себя дополнительные роли (обозначайте, что «теперь я такой-то персонаж») или превратить обычные стулья и подушки в недостающих героев (их можно озвучивать вместе с ребенком). Затем важно выстроить сказочное пространство: диван будет кораблем, а синяя ткань на полу – морем и т.д. Так же можно придумать ритуал вхождения в роль, «превращения», например, пролезть через обруч, взмахнуть волшебной палочкой или позвонить в колокольчик. Тот же ритуал применяется в конце, чтобы снять роль: «Ты больше не страшный Бармалей, а Ваня!».
Теперь можно начинать. Строгое следование тексту сказки совсем не обязательно, здесь важна импровизация. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст сокращать, при этом акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке для ребенка главное – чувство обиды, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете. Попробуйте следовать за ребенком, выполняя его режиссерские указания и подсказки. Тогда без сомнения, ни одни важный момент не будет упущен. Ваша задача – быть самими собой, играя и получая удовольствие. Если вы будете ненавязчиво и мягко предлагать ребенку подобные сказочные инсценировки, то через какое-то время они станут приятными и значимыми событиями вашей семейной жизни.
Кроме того, можно самим сочинять сказки вместе с детьми, исходя из настроения, потребностей и эмоциональных трудностей ребенка на сегодняшний момент. Чтобы развить творческую активность, вам подойдут различные куклы и фигурки (например, коллекция киндер-игрушек), бытовые предметы (их можно по очереди доставать из «волшебного» мешочка и придумывать истории на подобии известного сказочника Г. Х. Андерсена), природные материалы (глина, палочки и шишки, камни и ракушки, песок), краски и пластилин.
Для тренировки воображения и творческого мышления, а также для детских праздников, хорошо использовать специально подготовленные сказочные задачи «открытого» типа решения: «Что можно сделать, чтобы рассмешить Несмеяну-царевну?»; «В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничто живое не растет у ее берегов. Как можно пройти огненную реку? Как ты думаешь, откуда взялась такая река в этой стране?». Задачу, как правило, задает какое-либо сказочное существо, в которого перевоплощается ведущий или кукла. Сказочная задача служит испытанием, выдержав которое, дети попадают в Сказочную страну, где их ждут дальнейшие приключения. Ситуация не должна иметь одного-единственного «правильного» ответа, который известен только ведущему. Образы, герои и события сказочной задачи должны быть интересны и близки ребенку. Ситуация также может содержать в себе актуальную для ребенка проблему (например, преодоление сказочным героем страха и нерешительности). Когда задача решена, можно наградить маленьких сказочников небольшими подарочками-сюрпризами, конфетами или наклейками.
Таким образом, существует множество способов работы со сказочными историями, и мы рассмотрели только некоторые из них. А какие сказки вы любили в детстве? И какие сказки любят ваши дети?
Шутова Дарья, детский психолог, сказкотерапевт