Психологи о синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Еще 8 статей на тему: Синдром дефицита внимания и гиперактивности: что должны понять родители
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: что должны понять родители Гиперактивный ребенок: правила общения Как помочь гиперактивным детям хорошо учиться Как созревает детский мозг Гиперактивный ребенок – что это значит для родителей? Дети, которым трудно себя «хорошо вести»: отрывок из книги «Экстремальное материнство» Книга «Экстремальное материнство»: как жить с «трудным» ребенком «Экстремальное материнство»: проблемы в школеПсихологи о синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Ребенок не может усидеть на месте, отвлекается, бесконечно вертится и мешает всем на занятиях? Как просто сказать: «Он плохо воспитан!». Но дело не всегда в погрешностях воспитания. Эксперты городского психолого-педагогического центра провели первый открытый вебинар и рассказали, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и чем он отличается от неврозоподобных состояний. Мама.ру публикует краткий конспект вебинара. Полную версию можно посмотреть и послушать в записи.
В обсуждении участвовали руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы Любовь Олтаржевская; заместитель директора ГППЦ ДОгМ Евгений Ковалев; начальник отдела психолого-педагогических инноваций ГППЦ ДОгМ Елена Ушакова, а также приглашенные эксперты: руководитель ТО «Зеленоградское», автор технологии «Золотой ключик» Юрий Белехов; ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования Оксана Власова.
Термин СДВГ, он же синдром дефицита внимания и гиперактивности, сейчас у многих на слуху. Для одних это синоним непослушания и плохого поведения, для других – настораживающий диагноз, который требует вмешательства специалистов, для третьих – вообще «выдуманная болезнь», призванная оправдать упущения родителей. На самом деле, диагностировать СДВГ сходу не так просто. С уверенностью поставить этот диагноз может лишь врач, но никак не учитель в школе или соседка на площадке. Да и то после длительного, в течение нескольких месяцев, наблюдения за состоянием ребенка. Как правило, СДВГ ставят в младшем школьном возрасте, и чаще ему подвержены мальчики, а не девочки. О признаках синдрома мы рассказывали в этой статье.
Участники вебинара рассказали о самых распространенных мифах, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, и объяснили, почему они далеки от правды.
Мифы о СДВГ
Миф первый: гиперактивность – исключительно медицинская проблема
Ответ: Нет, это не так. Проблема СДВГ социально-педагогическая, психологическая и медицинская. Это дети с нормативным интеллектом, но тем не менее они почти всегда попадают в группу педагогически запущенных. Синдром имеет биологическое основание – незрелость определенных структур мозга, но отличается от неврозоподобных медицинских состояний. Дети с СДВГ в связи со своей функциональной незрелостью «пролетают» сензитивный период, когда легко формируется основной стержень человека, саморегуляция произвольной деятельности. Таких детей не берут в сюжетно-ролевые игры, так как они нарушают правила, спонтанно выходят из игры. Главные игры для них – компьютер, беготня и драки. Придя в школу, они не имеют навыка саморегуляции, им тяжело учиться и сидеть на месте, несмотря на сохранный интеллект.
Миф второй: СДВГ – это недостаток воспитания. Родители уделяют недостаточно внимания воспитанию таких детей, поэтому они вырастают слишком активными, хаотичными.
Ответ: Нет, это не так. В России и за рубежом исследовалось влияние социально-средовых факторов на проявление гиперактивности и дефицита внимания. Было установлено, что гиперактивность не связана с семейным воспитанием. Природа этого явления биологическая. Семейное воспитание может или усугублять течение этого процесса, или помочь скорректировать. Поддерживающая семья, коррекционные занятия и любовь родителей нужны таким детям.
Концепции биологической природы СДВГ следующие:
1. Биохимическая природа дефицита внимания и гиперактивности. У детей этого типа особая специфика взаимодействия отдельных элементов химических веществ в головном мозге. Это предопределено природой.
2. Генетическая концепция – повторение симптоматики в семьях, генетическая природа синдрома. Дети с генетической составляющей СДВГ имеют отличное от других групп качество гиперактивности. Они неутомимы, гиперактивны с рождения. У них не нарушено произвольное внимание и саморегуляция, но нарушена система самосознания и личностных факторов.
3. Конвергентная концепция – объединение разных факторов. Общность клинических проявлений.
Миф третий: СДВГ – это недостаток интеллекта
Ответ: Нет, это не так. Дети с синдромом гиперактивности не умеют доводить начатое до конца. В школе на это смотрят как на недостаток умственных способностей. Однако СДВГ не связан с интеллектуальной недостаточностью. Дети часто способные, одаренные. Они могут крутиться, вертеться, но точно отвечают на вопросы и отлично считают в уме. Но из-за невнимательности они делают много ошибок, плохо выполняют домашнюю работу, а в школе на это смотрят как на запущенность. Детям этого типа не нужны специальные программы обучения, как, например, детям с психическими отклонениями. Им необходимы условия и педагоги-профессионалы. Первые неудачи в школе неизбежны, и ребенок не находит поддержки в школе. В итоге со второй четверти первого класса дети начинают относиться к школе негативно. Учителя ими всегда недовольны, дети теряют мотивацию. Ко 2-3 классу они уже полностью демотивированы. И когда у ребенка уже дозревает мозг, он дотягивает до поведенческой нормы, у детей уже нет никакого интереса и радости от учебы.
С какого возраста диагностируют СДВГ и какие критерии оценки существуют?
Диагноз ставится достаточно рано, с 3 лет. Несмотря на то, что повышенный психомоторный статус для детей 3 лет – это норма (не бывает трехлеток, которые могут сидеть неподвижно более 15 минут), отличия детей с СДВГ от обычных трехлеток есть.
Врачи выделяют:
— симптомокомплекс гиперактивности,
— симптомокомплекс нарушения произвольного внимания,
— симптомокомплекс импульсивности, невозможности удержаться от спонтанных ответов. Дети не дожидаются поднятой руки, разрешения на ответ, начинают перебивать учителя и воспитателя, вскрикивать.
Все это видно достаточно рано и диагностируется на основании тестов. Самый точный возраст – 5 лет. Если ребенок в этом возрасте не оценивает последствия своих поступков, не доводит начатое до конца, нужна консультация врача и психолога. В комфортных условиях (например, дома) синдром может не проявляться. Но стоит взять ребенка в гости, на праздник, как сразу становится видно, что утомляемость очень велика.
Миф четвертый: СДВГ можно перерасти
Ответ: Нет, нельзя. СДВГ не проходит полностью, симптоматика лишь трансформируется. Но если не заниматься проблемой, то выросшие дети часто становятся прокрастинаторами, они опаздывают, не умеют планировать, не выполняют работу, от чего испытывают ощущение неуспешности. Возникает депрессия и неврология. Детям такого типа нужно давать опору с детства, чтобы в дальнейшей жизни им было проще.
Без какой-либо помощи спонтанно выздоравливают 10%, но, к сожалению, если профессионально не сопровождать детей с этим синдромом, то появляются «характеры», вырастают акцентуации, «комплекс Пьеро» – плакать и ничего не делать. В школе дети бесконечно оформляют работу, но никак не могут начать. Не могут планировать, делают абы как.
Специалисты центра во время вебинара также рассказали о системе помощи детям с дефицитом внимания и гиперактивностью «Золотой ключик». Подробно ознакомиться с программой помощи и реабилитации детей с СДВГ можно в записи вебинара ниже.
Читайте также на Маме.ру:
Гиперактивный ребенок – что это значит для родителей?