Как помочь гиперактивным детям хорошо учиться

Как помочь гиперактивным детям хорошо учиться

Пвый вебинар Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы знакомил слушателей с термином СДВГ, объясняя природу гиперактивности и дефицита внимания. Вторая встреча психологов, педагогов и слушателей была посвящена практическому опыту преодоления сложностей. Специалисты рассказали, как помочь детям, а главное – как научить школьных учителей и воспитателей детских садов вовремя видеть проблему. Мама.ру публикует конспект вебинара.

Зачем нужен нейропсихолог?

Нейропсихология – наука о мозговой организации психической деятельности. Когда рождается ребенок, его мозг незрелый. Созревание различных долей головного мозга происходит постепенно. Однако различные неблагоприятные условия (тяжелая беременность, сложные роды, болезни и т.д.) могут мешать правильной установке связей в головном мозге, что приводит к «выпадению» одного или нескольких звеньев. Задача нейропсихолога – выявить, насколько слаженно работают мозговые структуры, и найти, где пропущено нужное звено, чтобы затем создать условия для стимуляции развития и нормализации поведения.

Когда обращаться к нейропсихологу?

Представители Городского психолого-педагогического центра рассказывают, что чаще всего к ним обращаются родители младшеклассников: детям тяжело дается учеба, они плохо ведут себя в школе, не высиживают уроки и не понимают прочитанное. Однако, обращаться к специалисту можно и нужно раньше, если родители заметили, что:

— у ребенка есть трудности в моторной сфере, задержка психомоторного развития. Это значит, что ребенок в младшем дошкольном возрасте, например, не играет в простые игры («Съедобное-несъедобное», где нужно сначала поймать мяч, а затем отпустить его);
— ребенок не ползал, а сразу пошел;
— у ребенка плохо развита крупная моторика (ему трудно держать карандаш, он не рисует);
— ребенок испытывает трудности произвольной регуляции (не может сидеть за одним занятием больше 5 минут);
— он слишком медлительный (или наоборот – слишком активный, подвижный без цели);
— речь неграмотная, скудная, бедная. Ребенок задает мало вопросов, не любит рассказывать, переставляет слоги в словах.

На все это родители дошкольников должны обратить внимание и не думать, что всем маленьким детям такое поведение свойственно. Специалисты рекомендуют пройти нейропсихологической обследование и подтвердить или опровергнуть наличие сложностей, не дожидаясь, пока они перетекут в младшую школу. Выявить проблему на начальной стадии в 4-5 лет легче, чем возвращаться к ней в 8-10, попутно разгребая сложности школьной жизни.

Если проблема обнаружена, что будет делать нейропсихолог?

Нейропсихолог может предложить два способа коррекции поведенческих сложностей:
1. метод замещающего онтогенеза,
2. метод когнитивной коррекции.

О когнитивной коррекции в зоне ближайшего развития (улучшении графо-моторных навыков, письма, счета) специалисты центра планируют сделать отдельный вебинар, поэтому основная часть лекции была посвящена замещающему онтогенезу.

Суть метода замещающего онтогенеза специалисты центра объясняют на примерах. Представьте себе новорожденного с его незрелой нервной системой. Каждый «кусочек» психических функций созревает в определенный период. Каждый период очень важен. Например, когда ребенок пополз – активизировалось межполушарное взаимодействие. А если он не ползал в младенчестве – не активизировалось или активизировалось в недостаточной степени. Если что-то пропущено на начальном этапе, начнут проваливаться остальные функции. Все этапы становления нервной системы должны быть на месте. А если что-то исключено, нужно к этому вернуться и активизировать функцию. Это и есть задача замещающего онтогенеза. Если ребенок не ползал, нужно, чтобы он пополз. Не научился координировать действия рук – научить его и этому. Для этого специалисты-нейропсихологи разработали систему коррекционных занятий.

Система коррекции по методу замещающего онтонгенеза

Комплекс упражнений, который предлагают нейропсихологи детям от 5 до 12 и старше лет, состоит из четырех блоков:
— растяжки;
— дыхательные упражнения;
— глазо-двигательные упражнения;
— ползание.

С помощью системы растяжек ребенок учится чувствовать свое тело, что очень важно (потому что многие дети с СДВГ не ощущают свое тело и испытывают трудности с определением не только собственных, но и всех остальных границ). Растяжки – одинаковое напряжение и расслабление групп мышц – помогают ребенку понять свое тело, определить, где у ребенка зажимы и снять их. Подробнее в видео с 25 минуты:

Дыхательные упражнения насыщают мозг кислородом, что само по себе отличная профилактика истощаемости нервной системы. Система особая: простые дыхательные элементы усложняются по ходу занятий.

Глазо-двигательные упражнения также очень важны. У детей с СДВГ зрение прямолинейно, они очень часто не видят то, что творится сбоку от них. Это влияет на чтение, письмо и в целом на качество жизни. Детям с подобного рода проблемами обязательно нужно развивать боковое зрение. Подробнее в видео с 28 минуты:

Ползание возвращает ребенка на ранние стадии онтогенеза. Это одна из самых важных частей нейро-психологической коррекции. Специалисты отмечают, что заставить ползать ребенка, которому 7-8 лет значительно проще, чем подростка в 13-14, которому все равно нужно пройти этот этап развития. Психологи центра поделились наработками, которые помогают им преодолевать подростковое сопротивление. Так, например, они говорят, что ползание – один из элементов боевых искусств (например, капоейры). Или что оно используется для тренировок военных (если это актуально). Подробнее в видео с 30 минуты:

Можно ли использовать систему в школах и садах?

Специалисты отмечают, что включение элементов системы нейро-психологической коррекции в физкульт-минутки может положительно повлиять на общее состояние детей в саду и школе. Однако нужно обязательно учесть, что детям с эпи-активностью и рядом других заболеваний физическая активность такого плана противопоказана, поэтому педагоги должны работать совместно с врачами и в сложных случаях должны просить принести заключение педиатра.

На что должны обратить внимание учителя?

Специалисты центра говорят, что учитель не обязан быть нейропсихологом и заниматься нейропсихологической коррекцией, но должен знать, на что обратить внимание, чтобы посоветовать родителям обратиться к специалисту. Учитель должен насторожиться, если:
— у ребенка некрасивый почерк (в одной строке встречаются огромные и слишком маленькие буквы, отсутствуют пробелы между словами, есть проблемы переключения с элемента на элемент);
— ребенок зеркалит буквы и цифры;
— ребенок не может начать писать с начала строки или листа, даже если ему много раз объясняли, как это делать (плохо ориентируется в пространстве);
— ребенку трудно решать текстовые задачи, он не понимает условия даже простых заданий;
— ребенку не дается переход через десяток в счете;
— ребенок плохо читает и не вникает в смысл прочитанного.

Все это повод обратиться за диагностикой и помощью в центр медико-психологического сопровождения (если говорить о Москве) или начать читать соответствующую литературу по теме и искать консультаций со специалистом в своем городе, если родители ребенка живут в других регионах.

Немного о левшах

Нейропсихологи центра убеждены, что не все леворукие дети – истинные левши. Иногда леворукость свидетельствует о несформированности межполушарного взаимодействия или дефиците срединных мозговых структур. Помочь разобраться смогут, конечно же, специалисты. Даже если вы не собираетесь переучивать своего ребенка делать все правой рукой, имеет смысл показать его нейропсихологу, чтобы в дальнейшем учеба в школе давалась ребенку легче.

Читайте также:

Психологи о синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Эксперты городского психолого-педагогического центра провели первый открытый вебинар и рассказали, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и чем он отличается от неврозоподобных состояний. Мама.ру публикует краткий конспект вебинара.

Фотография: Shutterstock

Поделиться
Класс

СДВГ

Выбор редакции

Врачи рассказали, что может обозначать сухая кожа на локтях
"Жизнь нужно смаковать, а не терпеть". Письмо 83-летней женщины ее подруге
Зеленая шакшука. Вкусный завтрак за пять минут
Пользователь Reddit задал вопрос “Что значит быть хорошим родителем?” И получил много разных историй от выросших детей
GeekBrains запускает курсы по обучению программированию для детей
Как ухаживать за полостью рта во время беременности
В чем польза козьего молока?
4 чайлд-френдли города для путешествий с детьми