Все о ролевых играх для детей
Еще 13 статей на тему: Игры и игрушки: что нужно знать
Зачем детям играть Зачем нужны ролевые игры Развивающие игрушки. Что это? Как научить ребенка играть в игрушки Зачем ребенку мягкие игрушки 22 подсказки мамам мальчиков Конструкторы Лего: как продлить игру Игрушечный хаос: 5 полезных советов, как хранить детские игрушки «SOS! Мой сын играет в куклы!»: нужно ли делить игрушки по гендерному признаку? Как отучить малыша совать всё в рот Сколько нужно игрушек для счастья? Когда малыш портит вещи Если ребенок не играет одинВсе о ролевых играх для детей
Все мы понимаем, насколько важна игра для ребенка, особенно ролевая игра. В ней он моделирует жизненные ситуации, проживает их, находит из них выход, учится общаться, готовится к взрослой жизни. Можно сказать, что во время ролевой игры у ребенка в какой-то степени происходит социализация – накопление социального опыта и его применение.
Ролевые игры развивают фантазию малыша, расширяют его кругозор. С помощью таких игр можно даже организовать обучение ребенка. Кроме этого, ролевые игры могут дать массу полезной информации о том, как дети видят свою семью, отношения в ней, что ему нравится, или, наоборот, беспокоит. Наблюдая за детской игрой, вы можете сделать выводы об особенностях развития и психического состояния вашего ребенка, его характере и темпераменте.
В каком возрасте дети начинают играть в ролевые игры?
Большинство детей только к 2 годам начинают играть в ролевые игры осознанно. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, учится пользоваться предметами не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
Малыш с удовольствием играет в сказочных героев или обыгрывает знакомые темы — больница, магазин, транспорт и многие другие. Чем больше вы читаете с ребенком, чем шире его кругозор, тем разнообразнее будут ролевые игры. Однако большинство мам играть не хотят и не любят. Почему?
Вот несколько причин, почему вам может быть неинтересно играть с ребенком:
• Не хватает фантазии
Старые игры (в «Магазин», «Дочки-матери», «Машинки»…) надоели, а во что еще можно поиграть, придумать у вас с ходу не получается.
• Не хватает информации
Кто такой бакуган и как в него играть? Какие игры можно придумать, если ребенку интересны, например, муравьи или звездные войны?
• Неинтересно
Вы имеете полное право не любить игры в войнушки, солдатиков и бакуганов!
• Не получается заинтересовать ребенка
Придумав или подглядев в интернете интересную игру, вы бежите предлагать ее ребенку. Но у него свои планы и интересы. Упорно навязываясь, вы рискуете потерять контакт с ребенком. Хотя, вполне возможно, его и не было изначально.
• Ребенок диктует в игре свои правила
Да, подчиняться сложно, тем более ребенку. Особенно если вы придумали игру поинтереснее, но он в нее играть не хочет.
• Вы зациклены на развитии ребенка
В каждой игре вы пытаетесь найти развивающий смысл, педагогические задачи. А если их нет, то обязательно стремитесь добавить что-нибудь обучающе-развивающее – мелкая моторика, обучение чтению, счету и т.д. То есть цель – вовсе не игра, а обучение ребенка.
• Вам сложно расслабиться
Такое бывает, когда вы относитесь ко всему слишком серьезно. К развитию ребенка, к его играм, к домашним и другим делам, к оценке окружающих. Домашние дела могут и подождать, все равно их никогда не переделаешь. С простой, веселой, смешной мамой намного интереснее, чем с деловой и вечно занятой.
Да, действительно, у мам столько причин, почему играть с детками не хочется:
• игры у детей настолько простые, примитивные, что не знаешь, как в них играть-то;
• хочется более развивающего и интеллектуального;
• хочется более продуктивного (пошить, порисовать);
• лень, тяжело сдвинуть себя с места и начать действовать;
• усталость…
Решение, конечно, есть у каждой проблемы. Безвыходных ситуаций не бывает. Вот, например, 3 способа, как придумать новые темы для игр и сделать их более развивающими, интеллектуальными и продуктивными.
Если у вас растет дошкольник, для первого способа поиграть вам понадобятся:
• детские энциклопедии (например, издательства «Махаон», «Росмэн», «Эксмо»);
• детские аудио-энциклопедии с дядей Кузей и Чевостиком;
• мультфильмы;
• документальные фильмы;
• художественные книги по той теме, которая сейчас интересна ребенку.
Ваша задача – дать ребенку побольше новой информации на интересующую тему.
Все, что он и вы тоже увидели или услышали хотя бы один раз, откладывается у вас в памяти. Чем больше информации там хранится, тем больше идей вы сможете придумать.
Как правило, узнав что-то новое, дети тут же придумывают на эту тему игру.
Вот, например, история их личного опыта. У сына Сережи сейчас очень популярны аудио-энциклопедии с дядей Кузей и Чевостиком. Прослушав сегодня в очередной раз про животных Сибири, Сережа обратил внимание на слово «дельтаплан». Что было дальше, догадаться нетрудно. Мы нашли в интернете описание дельтаплана, фотографии. Сережа вспомнил, что в «Лунтике» была серия, где герои делали дельтаплан. Затем он вырезал из ткани крыло, я обметала края на швейной машинке. Из конструктора Сережа сделал каркас дельтаплана, соединил все и потом пытался его запустить.
Эту игру можно развить дальше – обыграть изготовление и запуск дельтаплана игрушечными человечками, устроить соревнования, путешествие и т.д.
Расширяя знания ребенка по интересной ему теме, вы сами получите обширный материал, который можно будет потом обыграть.
Второй способ – соединяем две темы и получаем третью.
Задание на креативность: придумайте игру, соединив 2 темы, например, дочки-матери и планеты.
И снова пример из личного опыта:
• построить ракету, на которой куклы полетят в космическое путешествие;
• чтобы отправиться в путешествие, нужно проверить здоровье, приготовить еду, одежду, постель;
• на другой планете могут жить другие куклы;
• эти куклы могут вести совершенно другой образ жизни (тут можно вспомнить и обыграть книги про Незнайку).
Смело соединяйте разные темы, и у вас получатся новые, необычные игры.
Третий способ – рукодельничаем.
Если вам не очень интересно играть, то возможно, вам понравится делать реквизиты и костюмы для игр:
• сшить докторский халат и шапочку, поварской колпак или косынку и фартук, костюм феи, принцессы, плащ супермена, сделать рыцарские доспехи;
• сделать из коробок гараж для машин, мебель для кукол, кухонный гарнитур, сундук с сокровищами, замок, корабль;
• нарисовать карту города, остров в синем море, лес и речку.
Когда вы мастерите для ребенка что-то своими руками, он будет чувствовать, что мама его любит, уделяет ему свое время и внимание, старается и заботится о нем.
А уж как играть с новыми игрушками, будьте уверены, он сможет придумать и сам. Вам останется только поддержать его игру. А если захотите внести в нее еще больше разнообразия, как это делается, вы уже знаете.
Елена Мулюкина, автор книги интернет-тренингов для мам по развивающим играм с детьми
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2013