Речь ребенка: часто спрашивают

Речь ребенка: часто спрашивают

Правда ли, что мальчики начинают говорить раньше девочек?

По статистике, девочки в развитии речи на несколько месяцев опережают мальчиков. Известно также, что среди детей с логопедическими проблемами значительно больше мальчиков, чем девочек.

Конечно, это лишь общее правило, из которого много исключений. Найти однозначное объяснение этому явлению пока не удалось. Но есть гипотезы. Так, некоторые ученые полагают, что все дело в пучке нервных волокон, который соединяет левое и правое полушария мозга. У мальчиков он тоньше, чем у девочек.

Поэтому, несмотря на хорошее развитие самих полушарий, мальчикам сложнее осуществлять между ними обмен информацией, в том числе оформлять свою мысль в грамотное речевое высказывание.

Сколько слов должен говорить ребенок в год (полтора, два…)?

У каждого ребенка свой темп развития. К тому же, представления о том, что считать словом, а что нет, у каждого свои. Да и уровень речевого развития определяется не только количеством слов, которые использует ребенок, но и другими факторами.

Ребенок до сих пор не говорит. Возможно, это связано с тем, что беременность проходила непросто (родовая травма)?

Действительно, родовая травма, осложненная беременность и даже перенесенные ребенком инфекции могут привести к задержке развития речи, но могут и не привести. Утверждать это заранее невозможно. Кроме того, все эти нарушения, как правило, успешно корректируются. Главное – вовремя обратить внимание на проблему и обратиться к специалисту.

Моему ребенку 3 года. Он не говорит. Значит ли это, что в какой-то момент он сразу заговорит предложениями?

Возможно. Но этого может и не произойти, и тогда ценное время будет упущено. Обратитесь к логопеду, если ребенку 2 года, и он еще ничего не говорит.

У нас в семье говорят на 2-ух языках. Означает ли это, что наш ребенок заговорит позже, чем его сверстники?

Прямой зависимости между количеством языков и сроками их усвоения нет. То, в каком возрасте ребенок заговорит, определяется уровнем его развития.

Татьяна Ткаченко — логопед, заслуженный учитель России

Ребёнку, который растёт в двуязычной среде (билингву), конечно сложнее, чем монолингву. Но прямой зависимости между количеством языков и сроками их усвоения нет! Они (сроки) определяются уровнями общего, психического, познавательного развития малыша. Если все показатели в норме, ребёнок обычно с лёгкостью и в те же сроки усваивает оба языка. Более того, двуязычие стимулирует умственную и речевую активность малыша, положительно сказывается на его математических, музыкальных и прочих способностях. Если же у ребёнка очевидна задержка речи, например, в 2 года он говорит всего несколько слов, то наличие в семье второго языка затормозит речевое развитие в 2,5 раза! Для таких случаев советую родителям в присутствии малыша и с ним общаться на одном языке.

Рано начинают говорить только дети тех мам, которые разговаривают с ними целыми днями?

Общение с малышом необходимо для его развития, но не стоит делать его круглосуточным. Не нужно проговаривать с детьми каждую деталь, чтобы не подавлять его инициативу и желание быть самостоятельным. Совсем маленький ребенок от бесконечного потока обращенных к нему слов будет уставать и хуже воспринимать речь взрослого.

Речь ребенка: часто спрашивают 1

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог:

Дети прилагают немало усилий, чтобы усвоить предложение, фразу, с помощью которых мы общаемся, даем им указания, учим чему-либо. Когда поток фраз становится слишком плотным, ребенок привыкает к шумовой завесе и просто-напросто “отключается”. Как правило, безостановочная речь взрослого сопровождается показом развивающих игр, а, следовательно, задания идут одно за другим.

Педагог С. Н. Никитин называл таких деток “заорганизованными”, то есть попросту замученными опекой и указаниями взрослых. В тишине человеку легче собраться с мыслями, прислушаться к себе, к своим желаниям, ощущениям. Полезно устраивать “минуты тишины” на природе (“Давай помолчим. Что ты услышал?”). А во время развивающих занятий, говорите только самое необходимое: “Давай я тебе покажу, а потом ты попробуешь сам”. Лучше побольше показывать и давать малышу пробовать и ошибаться.

Если мой ребенок сосет соску – значит ли это, что у него могут быть в будущем проблемы с речью?

Известно, что на развитии правильного прикуса малыша благотворно сказывается грудное вскармливание. Поэтому, выбирая соску или бутылочку, следует отдавать предпочтение тем соскам, которые имитирующим форму женского соска. В таком случае риск формирования неправильного прикуса сведется к минимуму. Кроме того, не возникнет проблем с грудным вскармливанием.

У меня дети-двойняшки. Им по 2,5 года. Окружающие плохо понимают их речь. Они говорят на каком-то «своем» языке. Нужно ли как-то стимулировать их речь?

Да, близнецов нужно приучать говорить на общепонятном языке — это очень важно для их развития. Старайтесь расширять круг их общения. И обращайтесь к каждому из малышей лично.

Ольга Агашкина, логопед-дефектолог

Логопеды традиционно причисляют двойняшек к “группе риска”, поскольку во многих случаях речь у них развивается с задержкой. Дело в том, что близнецы помногу общаются между собой на собственном языке, а кроме того, каждому из них достается вдвое меньше родительского внимания. Этот автономный язык, непонятный для “непосвященных”, специалисты называют криптофизией. Для того, чтобы избежать серьезных последствий, родители должны уделять близнецам максимум внимания, усиленно занимаясь развитием их речи.

Поделиться
Класс

Логопедия

Выбор редакции

Родительство меняет жизнь до неузнаваемости: 7 доказательств
Что делать, когда ребенок хамит: стратегия 3-х шагов
Повесить на стену: режим дня первоклассника
Забавный инстаграм, где родители публикуют фото «до» и «после»
Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?
Настя Красильникова: «Хотеть детей — это абсурд, и вот почему»
Как быть, если ребенок обижает других детей в школе?
Каким должен быть режим дня первоклассника