Поточное производство

Поточное производство

Представьте себе такую картину: палата клиники на греческом острове Крит. Сорокалетняя женщина, мать троих детей, гражданка Болгарии, готовится произвести на свет очередного ребенка. Казалось бы, ну и что. Однако вот некоторые подробности о будущем малыше: его биологическая мать — анонимный донор яйцеклетки откуда-то из Европы, отец — анонимный донор спермы из США, его будущие родители — бездетная пара из Италии, а организовала его появление на свет специализирующаяся на суррогатном материнстве фирма, чей головной офис расположен в Лос-Анджелесе.

Вот такое поистине собранное с миру по нитке интернациональное дитя. Именно так и называется статья в Wall Street Journal, посвященная переживающему в последние годы настоящий бум бизнесу, связанному с суррогатным материнством: «Assembling the Global Baby» («Сборка всемирного младенца»). Как пишут авторы статьи, производство таких младенцев буквально поставлено на поток благодаря разветвленной сети доноров генетического материала, обычно граждан стран Европы и Северной Америки, и суррогатных матерей, как правило, жительниц стран «третьего мира».

Как рассказал Руди Рупак (Rudy Rupak), глава одной из ведущих компаний в области «суррогатного бизнеса», клиентами его фирмы становятся не только страдающие бесплодием семейные пары, но и одинокие люди обоих полов, те, кто по различным обстоятельствам не может усыновить ребенка, а также мужские гомосексуальные пары. Последним, кстати, предлагается дополнительная опция — каждому по ребенку. Искусственно разделенную донорскую яйцеклетку оплодотворяют спермой обоих мужчин, чтобы у детей пары была одна и та же биологическая мать.

Бизнес по производству младенцев — прежде всего, бизнес, со всеми «примочками», используемыми в обычной практике для привлечения клиентов. Здесь есть свой прайс-лист, скидки, пакетные продажи и так далее. Например, в прайс-листе компании господина Рупака представлен набор услуг эконом-класса «Индийский пакет», стоящий 28 тысяч долларов. В него входит предоставление донорской яйцеклетки, четыре процедуры имплантации эмбриона в матку индийской суррогатной матери, медицинское обслуживание, жилье и питание для нее, а также машина с водителем для будущих родителей, когда те прибудут в Индию забирать родившегося младенца. Кстати, в качестве метода родоразрешения обычно выбирается плановое кесарево сечение. Так удобнее — точно зная день, когда малыш появится на свет, родители могут заранее забронировать билеты и отель.

Предлагается и новинка — за дополнительные 15 с половиной тысяч долларов можно одновременно провести процедуры ЭКО сразу двум суррогатным матерям, что, как указывается в прайс-листе компании, вдвое повышает шансы на успешное зачатие, и, соответственно, позволяет быстрее получить продукт, то бишь ребенка. А доплатив еще шесть с половиной тысяч, можно заранее выбрать его пол. Вполне деловой подход, без лишних сантиментов.

Тут клиентам, однако, приходится учитывать то обстоятельство, что эмбрионы могут успешно прижиться у обеих женщин, или, например, одна из них забеременеет двойней. Раньше тем клиентам, которые рассчитывали получить в итоге лишь одного ребенка, приходилось принимать решение об аборте или процедуре редукции одного из прижившихся эмбрионов. Однако теперь, во избежание этических и юридических затруднений, компания приняла решение «выдавать» клиентам всех детей, которые получатся. В результате будущие родители должны доплатить по 20 тысяч долларов за каждого родившегося младенца, плюс еще шесть тысяч в случае двойни. Кстати, если суррогатная мать — гражданка Панамы, то двойня вам обойдется дешевле, всего в пять тысяч долларов.

Из всех этих сумм индийские суррогатные мамы в итоге получат на руки от семи с половиной до девяти тысяч долларов, что является для них астрономической суммой (средний годовой доход на душу населения в Индии — около шестисот долларов). В то же время, для сравнения, суррогатная мать-американка получает за каждую беременность около 20 тысяч долларов.

Суррогатных матерей из Индии, Гватемалы, Панамы, некоторых восточноевропейских стран предпочитают не только из-за их дешевизны, но и покладистости. Они практически никогда не претендуют на родившегося ребенка, предпочитая деньги, в отличие от американок и европеек, которые иногда вдруг решают оставить младенца себе. Женщины из бедных стран соглашаются на все, лишь бы «суррогатные бизнесмены» остановили свой выбор на них и, как правило, покорно соблюдают все условия, прописанные в контракте, в отличие, опять же, от гражданок более развитых стран.

Конечно, занимающимся «суррогатным бизнесом» компаниям приходится решать множество проблем. Тут и «лишние» эмбрионы, прижившиеся в матке вопреки желанию клиентов, и возможные отклонения в течении беременности у суррогатных матерей, и осуществление тотального контроля за их состоянием, питанием, образом жизни, ну и прочие многочисленные медицинские и поведенческие риски.

Однако особую роль здесь играют различные юридические и бюрократические ловушки, связанные с особенностями законодательства тех стран, где дети появились на свет и тех, куда их собираются увезти. Известны случаи, когда дети остаются без документов, так как по местным законам они должны появиться на свет именно в той стране, на гражданство которой они претендуют. Или их просто не могут легально вывезти из страны, где они родились, или ввезти в страну проживания их родителей.

Например, в 2008 году индийская суррогатная мать произвела на свет дочку, предназначенную для японской семейной пары. Однако буквально за несколько недель до ее появления на свет будущие родители малышки развелись. На этом основании Индия отказывалась выдавать свидетельство о рождении девочки, а без свидетельства о рождении Япония не разрешала ввозить ее в страну. В конце концов, японское правительство издало специальный указ, на основании которого малышку таки ввезли в Японию. Известен также случай, когда европейская семейная пара, которой из-за каких-то юридических проблем не удалось в течение нескольких лет забрать домой родившихся в Индии близнецов, просто переселилась туда, чтобы быть со своими детьми. Словом, все непросто.

Однако, несмотря ни на что, согласно законам рынка, растущий спрос рождает предложение. Дети оказываются ходовым товаром и обороты «суррогатного бизнеса» только растут. Казалось бы, ничего плохого в том, что бездетные пары обретают долгожданного малыша, а женщины из бедных стран получают за выношенного младенца столько денег, сколько им не заработать за всю жизнь, нет. Но все же не оставляет стойкое ощущение, что что-то в этом мире устроено не так.

Татьяна Щеглова

Поделиться
Класс

Проблемы при планировании беременности

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться