Календарь игр — десятый месяц

В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей – он может в течении 15-20 минут играть самостоятельно. Главное – не отвлекать и не мешать ребенку.

Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет – обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова, дающие уверенность в собственных силах. А когда есть уверенность – появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед малышом, решается намного легче и быстрее.

Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним – пусть подражает вам. Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами – тем лучше!

Теперь поговорим про развивающие игры:

Кукле нужно спать!

Возьмите небольшую куклу-пупсика, которую можно купать и умывать. Покажите малышу, как можно куклу умывать, купать и укладывать спать. Проделывайте над куклой все действия, которые вы обычно делаете с ребенком, когда нужно его покормить, умыть, одеть, погулять и т.п. Пусть малыш видит перенесенный образец действий на кукле. Побуждайте и его, например, покормить из ложки или покачать на ручках, напевая несложную песенку.

Игра учит малыша социальным ролям, помогает видеть цель тех или иных действий, их логику и алгоритм. Развивается мышление, внимание, речь.

Иди ко мне!

В игре принимают участие и мама, и папа. Поставьте малыша, который еще не ходит, но может стоять какое-то время без поддержки на пол. Ласково позовите его на небольшом расстоянии (от 10 см и более), однако будьте начеку, чтобы его подхватить, если завалится назад, чтобы не ударился головой. Когда малыш сделает неуверенный шажок-другой – радостно обнимите и поцелуйте его. Затем разверните его спиной к себе и скажите: “Вот папа, он зовет тебя. Иди!” Малыш постарается дойти до него и ухватиться за его сильные руки.

Игра помогает ребенку освоить нелегкую науку первых шагов, учит положительной коммуникации и обогащает его эмоциональный мир.

Причеши маму!

Если у вас достаточно длинные волосы, дайте малышу их “причесать”. Вложите в его ручку легкую расческу, обхватите ее своей рукой и плавными движениями проведите расческой по своим волосам. Теперь дайте ребенку попробовать.

Возьмите яркую резинку для волос и завяжите ею волосы. Покажите ему свой хвостик и скажите: “Красиво так?” Возьмите куклу с длинными волосами и завяжите резинку ей. Пусть ваш ребенок не только наблюдает за вашими действиями, но и попробует самостоятельно причесать куклу.

Я умываюсь сам!

Подведите ребенка к раковине. “А теперь мы с тобой будем умываться! Вот кран, открой его. Так, побежала теплая вода, смотри, какая вода приятная. Вот мыло – возьми и намыль ручки. Вот так! А теперь смой мыло и потри ручки. Молодец! А теперь умывай лицо – вот так!…” Показываете ребенку на своем примере и побуждаете его к тем же, но самостоятельным действиям. В конце – похвалите его: “Молодец, Миша, сам умылся! Вот какой ты чистенький – посмотри!”

Игра помогает развивать самостоятельность на основе подражания. Повторяя ее, вы быстро научите ребенка новым действиям.

А что там?!

Возьмите небольшое ведерко, отберите 3 знакомые ребенку игрушки и заверните каждую в фольгу или бумагу. Положите все в ведерко и накройте крышкой. Позовите малыша и покажите ему ведерко. “Посмотри, что там?” Когда малыш развернет – выразите радость вместе с ним: “Ой, это же зайчик спрятался, а вот и мячик, а вот и киска!”

Игра основана на любопытстве ребенка, развивает его восприятие, согласованность действий, моторику, у него складывается представление о постоянстве предметов.

Курочка Ряба

Подберите заранее фигурки персонажей сказки и, когда малыш будет готов слушать вас и в хорошем настроении, расскажите ему сказку, используя игрушки. Вам нужно рассказывать сказку (повторять игру) достаточно много раз, прежде чем вы будете задавать вопросы в конце, например: “Как дед плачет? Как баба плачет? Как Курочка кудахчет? Как мышка пищит?” и т.д. Задаем вопросы по действиям героев сказки, чтобы малыш мог показать на своем примере.

В игре развивается мышление и память, а также речь.

Матрешка – покажись!

Дайте малышу двух или трехсоставную матрешку, не очень большую, но и не слишком маленькую, чтобы ему было удобно манипулировать ручками. Покажите ему матрешку, откройте ее – а там еще одна сидит. Выразите восхищение: “Ой, а вот еще одна матрешка! Давай вытащим ее!” Сложите две матрешки. Одна – большая, а другая – маленькая. Покажите малышу размер и сравните: “Вот какая бо-о-ольшая! А вот ма-а-аленькая матрешка”. Учите его открывать и закрывать ее. Если не получается – помогите ему, накладывая свои руки поверх его.

Игра развивает понятие “больше-меньше”, координацию рук и согласованность движений.

Что на картинке, что на улице – одно!

Покажите на прогулке кошечку и скажите: “Вот киска. Мяу!” Через какое-то время покажите киску на картинке: “Это тоже киска! Мяу!” Затем – игрушечную киску.

Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.

Татьяна Егорова, психолог, автор блога «Ваш детский психолог».
Календарь игр – девятый месяц
Календарь игр – восьмой месяц
Календарь игр — седьмой месяц
Календарь игр — шестой месяц
Календарь игр — пятый месяц
Календарь игр — четвертый месяц
Календарь игр — третий месяц
Календарь игр — второй месяц
Календарь игр — первый месяц

Игры

Выбор редакции

10 причин, почему детские истерики — это хорошо
Американская больница устраивает церемонии выпуска для недоношенных детей
Как договориться с бабушкой: советы психотерапевта
Как воспитывать детей — и оставаться любовниками
Отцы и дети: самый милый инстаграм про пап и малышей
Путешествуем с детьми: лайфхаки от эксперта
8 книг о жизни девочек в ХIХ веке и начале ХХ-го века
Дети, которым трудно себя «хорошо вести»: отрывок из книги «Экстремальное материнство»