Девочки в розовом

Девочки в розовом

Девочки в розовом, мальчики в голубом. Девочкам Барби, пупсы, коляски, пони-принцесса Селестия и прочие Винкс, мальчикам – машинки, парковки, конструкторы, головоломки, биониклы и прочие бакуганы. Так привычно, входя в магазин игрушек, обнаружить там «розовое гетто» — половина помещения обычно буквально светится всеми оттенками розового цвета. Сразу понятно — там все для девочек, там рюшечки, бантики, сплошное мимими и усюсю, атрофия мозга. А вот во второй половине все серьезно – здесь игры для суровых и умных мужчин, здесь нужен интеллект.

Но вот буквально недавно в старейшем и крупнейшем лондонском игрушечном магазине Hamleys решили отказаться от разделения торгового пространства по половому признаку и демонтировали розовые девочковые и голубые мальчиковые секции. Торговые залы теперь окрашены в нейтральные красно-белые цвета, а игрушки разделены по типам (например, «Мягкие игрушки», «Куклы», «Конструкторы» и т.д.) и интересам («Игрушки для дошкольников», «Для игр на улице», «Ролевые игры» и т.д.). Никаких намеков на гендерное предназначение каждого вида игрушек не допускается.

На такой шаг магазин пошел на волне кампании за половое и цветовое равноправие в мире игрушек, поднявшейся после размещения в декабре 2011 года на Youtube ролика, который набрал уже более двух с половиной миллионов просмотров. На этом видео четырехлетняя девочка Райли Мэйда (Riley Maida) на фоне всем знакомых ядовито-розовых полок, заполненных Барби и пупсами, произносит пламенную речь против разделения игрушек по цвето-половому признаку. «Некоторые девочки любят супергероев, а некоторые – принцесс, некоторые мальчики любят супергероев, а некоторые – принцесс. Почему девочкам должны покупать все розовое, а мальчикам – другого цвета?», — недоумевает Райли.

Новая волна дискуссий вокруг этой животрепещущей темы поднялась после того, как фирма LEGO, позиционирующая ранее свою продукцию как унисекс, выпустила на рынок набор LEGO Friends, специально адресованный девочкам. Из деталей этого конструктора, окрашенных в светло-розовые, сиреневые, нежно-салатовые и прочие пастельные тона, предлагается собрать «дом мечты», салон красоты или бассейн. Фигурки персонажей в этом наборе также отличаются от традиционных леговских человечков – это высокие, «фигуристые» девочки-девушки в разноцветных топиках.

Как заявили в LEGO Group, новую линию они разработали после четырех лет изучения различий в игровом поведении мальчиков и девочек. К четырем годам, когда мальчики, как правило, дозревают до Лего, девочки становятся без ума от всевозможных принцесс, и своим розовым набором компания надеется привлечь эту часть аудитории.

В связи с появлением LEGO Friends в Фэйсбуке большую популярность приобрела реклама LEGO 1981 года, как олицетворение изменившейся гендерной политики компании.
Девочки в розовом 1
На ней чудесная девочка с рыжими косичками, одетая в джинсы и кеды, держит в руках собранную из Лего фантастическую постройку. Надпись гласит: «Что бы это ни было, это прекрасно».

Мальчики и девочки действительно играют в разное и по-разному. В возрасте трех-четырех-пяти лет девочки начинают предпочитать ролевые игры, позволяющие им придумывать, рассказывать истории. Они любят играть вдвоем или втроем и гораздо больше, чем мальчики, общаются при этом между собой. Вообще, игровое поведение и предпочтение тех или иных игрушек заложено в генах и непосредственно связано с полом – ученые обнаружили, что даже маленькие девочки-шимпанзе в джунглях играют в куклы, няньча кусок деревяшки.

Борцы за «игрушечное равноправие» и не спорят с этими очевидными фактами. Их возмущает другое – жесткое предопределение и половые стереотипы. Как пишет в своей книге «Розовый мозг, голубой мозг» нейробиолог Лиз Элиот (Lise Eliot), в этом возрасте психика ребенка наиболее пластична, наиболее подвержена различным влияниям. Чем больше разного опыта, разных впечатлений, разных видов деятельности, тем лучше развивается мозг, тем разносторонней становится формирующаяся личность ребенка.

Например, пишет Элиот, замечено, что мальчики из семей, где практикуется равноправие полов, прекрасно няньчатся с малышами и могут приготовить обед. В то же время, в ходе исследования особенностей развития более пяти тысяч трехлетних девочек выяснилось, что у тех из них, у кого были старшие братья, значительно лучше развито пространственное воображение, логические и аналитические способности.

Согласна с Элиот и Пегги Оренстайн (Peggy Orenstein), автор бестселлера «Золушка съела мою дочь», посвященного «игрушечной» дискриминации девочек. В своей статье в The New York Times она пишет: «Традиционно игрушки готовят детей к тем ролям, которые они будут играть во взрослой жизни. Сегодняшние мальчики и девочки, когда вырастут, будут жить не в разных, непересекающихся мирах, а в одном и том же и на равных. Они могут стать коллегами по работе, начальниками и подчиненными, учеными и военнослужащими, парикмахерами и журналистами, бизнесменами и врачами, да кем угодно, любовниками и родителями, в конце концов.

Как они смогут развить в себе необходимые качества, играя в игрушки, которые подчеркивают, усиливают и даже создают половые различия? Как девочка поймет, какой она должна быть, когда вырастет, собирая из Лего салоны красоты? Или вот еще замечательное направление – игровые наборы из серии «Наука для девочек», где им предлагается изучать работу спа-салона и фабрики по производству духов».

А Сара Мэйда, мама той самой Райли, которая стала знаменем борьбы с засильем товаров для малолетних «гламурных блондинок», говорит, что ее бесит не само розовое Лего, а тот месседж, который оно шлет девочкам. «Райли не обязана строить бассейны и устанавливать вокруг них столики с напитками. Я хочу, чтобы она строила все, что захочет сама. Я всего лишь хочу, чтобы она была собой».

Татьяна Щеглова

Поделиться
Класс

Одежда и обувь для детей

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться