Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?

Еще 21 статей на тему: 1 класс: как преуспеть и не потерять голову

10 полезных советов родителям первоклассника Как научить первоклассника не терять свои вещи Как научить ребенка делать уроки самостоятельно Психотерапевт Виктория Жаденова: как быть, если ребенка обижают в школе? Как помочь ребенку с уроками с помощью зеленой ручки Все свое ношу с собой: 14 крутых ланч-боксов Все свое ношу с собой: 10 отличных термосов Как бороться со вшами без вреда для себя и ребенка: 5 советов Как выбрать ребенку смартфон? Как собрать ребенка в школу или садик без слез и нервов: 5 лайфхаков Каким должен быть режим дня первоклассника Как организовать работу родительского комитета: 5 советов Как быть, если ребенок обижает других детей в школе? Повесить на стену: режим дня первоклассника Что такое дисграфия и дислексия и когда идти к логопеду? Как организовать рабочее место первоклассника Национальный стандарт школьной формы появится в России в 2020 году Список покупок для школьника начальной школы к 1 сентября Как “метод зеленой ручки”, который придумали психологи, поможет ребенку стать успешным в будущем Миссия выполнима: организуем режим дня будущего первоклассника Первый раз в первый класс: как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Что делать, если у ребенка «плохой почерк»?

Обучение письму — непростая задача для любого ребенка. Но самое неприятное, когда школьник старается и не допускает ошибок, но учитель снижает оценку с пометкой «грязно», «неразборчивый почерк» или делает обидные замечания «как курица лапой», «каракули».

Отчаявшись решить проблему самостоятельно, родители обращаются к коллективному разуму. Недавно в одном из популярных интернет-сообществ для мам горячо обсуждалась подобная тема. Оказалось, что с проблемой плохого почерка у детей сталкивались многие родители. Они поделились личным опытом. Как научить ребенка писать красиво и аккуратно?  В каких случаях необходима помощь специалиста? Какие существуют пособия для улучшения почерка?

Совет первый: обратитесь к специалистам

Некоторые мамы и папы не понаслышке знают, что плохой почерк может быть сигналом различных расстройств неврологического и психологического характера.

Если в школе на занятиях ребенок испытывает дискомфорт, то это может отразиться на почерке. Иногда почерк у школьника портится после того, как ухудшились его отношения с родителями. В этих случаях помощь школьного или семейного психолога (или терапевта) не будет лишней.

Если почерк не просто плохой, а с большим количеством фонетических ошибок,  пропущенных букв и т.д., то необходима консультация грамотного нейропсихолога, невролога, окулиста. Эти специалисты помогут решить такие сложные проблемы, как:

дисграфия — неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта;

дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению;

астигматизм — дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к четкому видению.

Совет второй: не требуйте от ребенка невозможного

Многие мамы призывают не переживать по поводу плохого почерка ребенка, ведь не всем дано овладеть искусством красивого письма. «Лучший выход — реже смотреть в тетради детей и не контролировать их постоянно. Если в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок и слова нормально читаются, не переживайте. Возможно, написанные им буквы не идеальны, но наверняка у него немало других достоинств», — призывает одна из мам. Многие родители отмечают, что у творческих детей или одаренных математически почерк плохой, но это не мешает им хорошо учиться и добиваться успехов в различных областях.

«Я просто приблизила свои ожидания к реальности. Допустила, что у меня, круглой отличницы, медалистки и выпускницы филфака МГУ, ребенок может не иметь каллиграфического почерка. Таким образом я сняла лишнюю психологическую напряженность в семье. Жить стало легче и мне, и моим детям», — признается одна из мам.

Хуже, если родители-перфекционисты перегибают палку, желая добиться от ребенка идеального результата. Некоторые пользователи соцсетей вспоминают о детских травмах. На долгие годы остается в памяти моменты, когда их собственные родители вырывали из тетради страницы с неаккуратными буквами, заставляли переписывать ненавистный текст до 10 раз, лишали прогулок за не слишком аккуратную работу, а выполнение домашнего задания затягивалось далеко за полночь. «Это было жестоко и больно. Не начальная  школа, а концлагерь какой-то. И ради чего эти издевательства? Когда я выросла, все равно пишу так, как мне удобно», — вспоминает одна из мам.   

«Детство — это неотъемлемое право ребенка, взрослые не должны его отнимать у детей своими комплексами и заморочками по поводу почерка или прочих мнимых успехов. Каллиграфический почерк — не самое важное в жизни. Многие талантливые люди писали ужасно», — солидарны с ней другие участники дискуссии.

Совет третий: занимайтесь с ребенком

Увы, без систематических тренировок не обойтись. Опытные родители — кладезь полезной информации. Они поделились лайфхаками, которые помогли нудные занятия сделать более приятным и эффективным делом.

  • Грамотно подобранный стол, стол и осветительные приборы, а также правильное положение тела, рук и позиция ног ребенка во время выполнения письменных заданий помогут в некоторой степени решить проблемы с почерком. Ведь если ребенку некомфортно, то это непременно негативно отразится на таком тонком процессе, как письмо.
  • Большинство родителей заметили: почерк во многом зависит от ручки. Дайте ребенку возможность самому испытать в канцелярском магазине различные аксессуары: шариковые, гелевые или перьевые, с гладким, трехгранным или ребристым корпусом, с темными или светлыми чернилами, с тонким или толстым стержнем и т.д.
  • Если у вашего ребенка ведущая рука — левая, то очень выручат прописи и канцелярские товары для левшей. Например, специальные ручки не дают кисти напрягаться, процесс письма становится комфортным, а особые чернила не размазываются и довольно быстро сохнут.
  • Чтобы отработать определенные элементы или правильное соединение букв в слове, можно использовать обычную кальку. Положите лист прозрачной бумаги поверх страницы с образцом. Сначала предложите ребенку несколько раз обвести правильные буквы, при этом его рука запомнит движения, а потом уберите кальку, и пусть он пишет все в чистовик.
  • Чтобы соблюдать одинаковый размер и наклон букв, можно использовать лист бумаги с косыми линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга. Предложите ребенку подкладывать этот трафарет под страницу тетради.
  • Чаще просите ребенка обводить крупные буквы пальцем, писать их в воздухе, палочкой на песке или снегу, пальцем на запотевшем стекле. Некоторые мамы писали слегка увеличенные буквы, а школьник внутри каждой буквы писал обычную. Эти игровые приемы отлично отрабатывает навык письма.
  • Проверяя домашнюю работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а на буквы и слова, которые ребенок написал красиво. Правило «зеленой ручки» работает! В этом на практике убедились многие родители.
  • На первых порах практически все мамы делают уроки вместе с детьми. Иногда во время письма полезно корректировать темп: «притормаживать» активного малыша, а медлительного немного «ускорять», не давая ему возможности отвлекаться по пустякам.  Эффективный прием — вслух ритмично комментировать действия ребенка («наверх, поворот, вниз», «палочка, затем крючок» и т.д.).
  • Старайтесь во время выполнения письменных заданий чаще делать паузы, которые можно заполнить пальчиковой гимнастикой, расслабляющим массажем рук и плечевого пояса, физическими упражнениями, которые помогут ребенку отдохнуть. Не забывайте, что письмо для ребенка — огромное напряжение и тяжелый труд.
  • Ищите веселые или необычные тексты, писать которые ребенок будет с удовольствием. Например, знаменитый палиндром «А роза упала на лапу Азора» (фраза читается одинаково в обоих направлениях) или панграмма   «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю» (в этом предложении встречаются все 33 буквы русского алфавита).
  • Предложите подросшему ребенку начать вести свой дневник или записывать в «особую» тетрадь самое интересное для него (мудрые цитаты, тексты любимых песен, кулинарные рецепты), не забывая при этом о красивом почерке.

Совет четвертый: купите прописи

Родители единодушны: освоить азы чистописания помогают прописи. Без них не обойтись, но выбор этих пособий очень велик. Что же выбирают мамы и папы для своих детей?

Кто-то предпочитает классические прописи, прошедшие испытание временем, например, пособия Ольги Узоровой и Елены Нефедововой, Надежды Жуковой, Татьяны Шкляровой, Любови Тарасовой, Ирины Медеевой.

Кому-то показались эффективными авторские методики, например, академика РАО, психофизиолога  Марьяны Безруких, известного методиста Светланы Воскресенской, кандидата педагогических наук Веры Илюхиной, учителя-логопеда и нейропсихолога Вероники Мазиной.

А некоторые родители голосуют за развлекательные тренажеры для письма, считая, что «если ребенку интересно, то он готов преодолевать трудности и добиваться успехов». В этом случае стоит обратить внимание, например, на «Хулиганскую тетрадь» блогера Ники Дубровской, «Нескучные прописи» от издательства  «Феникс-Премьер», прописи с загадками.

Обратите внимание, как ребенок держит ручку. Обязательно отработайте верный навык. Это поможет сформировать красивый почерк, предотвращает напряжение мышц пальцев, спины и шеи и усталость руки во время письма. Можно на первых порах купить ребенку ручку  со специальными углублениями или насадками, чтобы пальцы запомнили правильное расположение.

Совет пятый: развивайте мелкую моторику

Большинство родителей знают, что плохой почерк свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике рук. Как наверстать упущенное, какие полезные и при этом интересные занятия предложить ребенку? Вариантов множество, главное выбирать то, что юному школьнику по душе.

  • Для корректировки почерка полезны различные техники рисования (штриховка, рисование фигуры по точкам или по клеткам, раскрашивание), лепка (из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины), черчение с использованием циркуля, лекал, трафаретов.
  • Предложите ребенку в свободное время занятия с мелкими элементами (конструктор, вышивание, бисероплетение, вязание, макраме, валяние из шерсти, пазлы, мозаики, аппликация, квиллинг, оригами).
  • Чаще играйте с малышом в игры для укрепления кистей рук, например, «камень–ножницы–бумага».
  • Дартс – это не только азартная игра, но и своеобразный тренажер: трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен правильному захвату карандаша или ручки.
  • Старайтесь, чтобы ребенок чаще пользовался ножницами, самостоятельно застегивал и пришивал пуговицы, шнуровал ботинки и т.д. Эти бытовые навыки также отлично развивают мелкую моторику.
  • Театр теневой (формирование различных персонажей с помощью рук) и пальчиковый (для инсценировки используют небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы) отлично развивает мелкую моторику, а также позволяет ребенку более продолжительное время концентрировать внимание и быть усидчивым.

Полезное видео

Педагог Елена Калачикова рассказывает родителям, как научить ребенка красиво писать

Татьяна Петулько

Поделиться
Класс
  • https://mama.ru/members/liloty/ Liloty

    «Правила зеленой ручки»,не заставляйте переписывать? Не вырывайте из тетради листки?- а что делать,если из школы ребенок приносит всю красную тетрадку,все зачеркнуто-перечеркнуто,и за работу без ошибок(пишет правильно) стоит 2! Если в школе его постоянно называют двоечником,поднимают на смех в классе из-за почерка,хотя знания у него на 4-5.У ребенка жуткие тики-трясется все тело,практически без перерывов,только когда спит. Лекарства не помогают,назначенные неврологом. С учителем говорить бесполезно,-говорит:»Идите в спецшколу,если не научитесь писать как надо» Я стараюсь сохранять спокойствие,но невозможно наблюдать за трясущимся без перерыва ребенком,когда не можешь ничего сделать.

  • https://mama.ru/members/tatyana-petulko/ Tatyana Petulko

    Возможно,родителям левшей пригодится такая информация: Если педагог снижает левше-первокласснику оценки за каллиграфию, то это неправомерно. Эта ситуация оговаривается в методических рекомендациях Минздрава от 1985 г., которые до сих пор никто не отменял. В этом же документе говорится о запрете переучивать леворуких детей, а также о том, что у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево.

Уроки

Выбор редакции

Миссия невыполнима? Как одеть ребенка осенью по погоде
Как не срываться на ребенка: 7 советов
Тест, который определит вашу скрытую тревогу
Можно ли избежать осложнений после гриппа и простуды?
Какие фрукты и овощи есть осенью
Возможно ли запрограммировать себя на счастье?
5 психических расстройств, которые можно распознать при общении
Когда травит учитель: что делать и куда обращаться