Вначале была мультипликация…

Вначале была мультипликация…

В детстве казалось, что мультфильмы появляются из ниоткуда — как солнце, как дождик, как мама, что мультфильмы были всегда и будут всегда, что иногда взрослые могут «вынуть» их, как конфету или мороженое, в любой подходящий момент и потешить любимое дитятко… Самое интересное, что многие из нас, вырастая, остаются при том же мнении. Особенно «очень взрослые» и «очень серьезные» дяди. Они надевают костюмы, повязывают галстуки и забывают о мультфильмах навсегда. И когда вдруг выясняется, что новых мультфильмов больше нет и, возможно, никогда не будет, дяди искренне удивляются: «Как? А их разве кто-нибудь делает? А на них еще и деньги нужны?!».

Жил на свете добрый жук

Отсчитаем 100 лет назад. Год 1910-й. Сын польских революционеров Владислав Старевич приезжает в Москву с целью снимать кукольные мультфильмы. С собой — целый чемодан препарированных жуков и замысловатой аппаратуры. Он посетил несколько французских кинокомпаний и предложил сделать кино про жуков. Ему откровенно расхохотались в лицо. И лишь соотечественник — знаменитый кинопредприниматель Александр Ханжонков заинтересовался его проектом. 26 апреля 1912 года впервые в России состоялась премьера отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». В нём жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом и даже был продан за рубеж. Многие искренне удивлялись: каких, оказывается, невероятных вещей можно добиться от насекомых с помощью дрессировки.

Кстати, сотрудники фирмы Ханжонкова ещё много лет поддерживали эту иллюзию, умалчивая о подлинной технике съемки. Один цирковой артист ходил за Старевичем по пятам и умолял открыть секрет воспитания жуков, а Владислав Александрович, театрально взмахивая руками, восклицал: «Никогда! Слышите — никогда!».

С этого и началась история российской анимации. Хотя совсем недавно стало известно, что знаменитый танцовщик и балетмейстер Александр Ширяев еще в 1906 году снимал на пленку рисованные и кукольные балеты, которые сам же и «разыгрывал». Но зрителям эту сторону своего дарования он так и не раскрыл. Посему годом 100-летия российской мультипликации будем традиционно считать 2012-й.

Привет из Америки

После революции Старевич уехал во Францию, где совершенствовал свое мастерство в кукольном кино. В России анимация на какое-то время исчезла. Понятное дело: до мультиков ли ей было?! Фактически с нуля энтузиасты начали ее возрождать только к середине 20-х. В отличие от западных, первые советские мультфильмы не были рисованными: в них действовали плоские бумажные марионетки на шарнирах, напоминавшие кукол теневого театра. Но у таких марионеток возможности движения были очень ограниченными, и вскоре мультипликаторы придумали вырезные бумажные перекладки. В этом случае каждую фазу движения рисовали отдельно, вырезали по контуру и крепили к фону.

По сюжетам это были агитки, фильмы-плакаты на революционную, военную или экономическую тематики. И никто не знает, как развивалась бы дальше российская анимация, если бы не одно событие, на долгие годы определившее ее судьбу: в 1933 году в Москве в кинотеатре «Ударник» показали фильмы Уолта Диснея.

Они произвели ошеломляющее впечатление на советских зрителей и самих мультипликаторов. Власти немедленно потребовали создать «своего, советского, Микки Мауса». Говорят, это было личное пожелание товарища Сталина. И всего через три года, в 1936-м, в Москве появилась студия «Союзмультфильм», устроенная по американскому образцу. Советские мультипликаторы на долгие годы переняли не только технологию, но и эстетику Диснея.

А может быть, ворона

Кукольная анимация возродилась в России только в 1953 году. До этого после шедевров Владислава Старевича за неё брался только Александр Птушко. В 35-м году он снял комбинированный фильм «Новый Гулливер» и вскоре ушел в игровое кино. Кукольная студия, которой он руководил, прекратила свое существование, и спустя почти 20 лет аниматорам пришлось начинать все заново, не имея никакого опыта работы. Зато потом были «Варежка» Романа Качанова, «Мой зелёный крокодил» Вадима Курчевского, а у японцев появится новый кумир — непонятный зверь по имени Чебурашка, созданный талантливой рукой художника Леонида Шварцмана. А с приходом в анимацию Гарри Бардина, на экране оживут спички, проволока, верёвки, посуда и боксерская перчатка.

В начале 80-х произошел очередной переворот сознания — появилась взрывная «Пластилиновая ворона», родился новый режиссёр Александр Татарский. Именно он в 1988 году создал первую в Советском Союзе независимую киностудию «Пилот». Её фирменным знаком стали братья Пилоты, более известные как Колобки. А последний проект Татарского — цикл сказок народов России «Гора самоцветов» стал самым масштабным анимационным проектом новейшей истории. Если обратиться к истории нашего телевидения, то именно при участии Татарского у нас появились трехмерные виртуальные ведущие. На студии «Пилот-ТВ» впервые в России применили технологию  «моушен кепче», при помощи которой были созданы выпуски «Чердачок Фруттис», а затем «Тушите свет!».

Пилот в отставке

Пройдя такой достойный, внушительный и сложный путь, российская анимация на сегодняшний день потеряла все. Причем, дважды.

С распадом Советского Союза перестало существовать творческое объединение «Экран» на телевидении, закрылись региональные студии анимации, «Союзмультфильм» избавился от легендарных стариков, а потом и вовсе остановил производство. Понятно, что как и в 1917-м, стране было не до мультиков.

Зато появились многочисленные мелкие студии, снимавшие клипы, рекламу, авторские мультфильмы. Мастера преподавали, развивалось доселе забытое, но традиционное для кризиса авторское кино, которое принесло России сотни престижных кинопризов. И преодолев 90-е, российская анимация воспряла. Великие мастера Хитрук, Норштейн, Назаров, Угаров, Татарский воспитали новое поколение режиссеров, готовых совершенствовать это искусство и возвращать мультфильмы зрителям. Но оказалось, что и это ненадолго. Государство вновь отвернулось от анимации, а бизнес-сообщество до сих пор не готово взять ее на себя. А сама мультипликация так и не успела стать самоокупаемой индустрией. Сегодня окончательно закрыт цикл «Гора самоцветов», а студия «Пилот» сдает свои помещения. Закрылись десятки других студий, сумевших пережить Перестройку. Теперь авторские мультфильмы снимают только студенты ВГИКа за мизерные ученические деньги… Продюсеры не могут найти средств, телевидение не хочет вкладываться в детское кино, прокат не заинтересован в короткометражках, государство разводит руками.

Смешарики навсегда

Что еще теплится? Удачно стартовавший проект «Смешарики» на студии «Петербург» набирает обороты. Несколько лет он существовал исключительно на государственные деньги, параллельно выпуская игрушки для детей, развивающие и компьютерные игры, продукты питания и канцелярию. Постепенно студия превратилась в огромную фабрику, у которой есть все перспективы повторить судьбу корпорации Диснея. В том же Питере успешно развивается студия «Мельница», которая прославилась полнометражными фильмами о русских богатырях и сериалом «Лунтик». В Москве, наконец, тоже появилась своя долгоиграющая история про Машу и Медведя — феерические трехмерные приключения девочки-хулиганки. Но это, в общем-то, и все.

Современным детям уже неинтересны классические «Чебурашка», «Винни-Пух», «Золотая антилопа», эти гениальные фильмы могут смотреть разве только самые маленькие зрители. Подрастая, они не воспринимают тягучую мелодику этих повествований, им нужны сегодняшние темпы, ритмы, клиповый видеоряд. Что мы им можем дать? Десятки западных сериалов на отечественном телевидении. Сами же растим в собственном доме иностранцев… Но с нашей стороны почти никакой альтернативы. Нельзя же «кормить» их только «Смешариками» и «Машей и Медведем», пусть даже они трижды талантливы. Мультфильмы уровня «Снежной королевы» и «Каникул Бонифация», «Маугли» и «Заколдованного мальчика», «Бременских музыкантов» и «Троих из Простоквашино» остались в прошлом не только потому, что неинтересны детям. Просто на подобные шедевры нужны средства, производственные мощности и заинтересованность государства.

Сергей Капков, главный редактор сайта «Аниматор.ру»

Поделиться
Класс

Мультфильмы

Выбор редакции

Детское воровство: причины и решения
Три профессии, которые сделают вас экспертом благодаря вашему ребенку
Если ребенок не играет один
Между сном и укачиваниями: как молодой маме успевать заботиться о коже лица
Скакалка – эффективное средство для похудения
Как вводить прикорм, чтобы ребенок правильно развивался и рос — инструкция для мам
Как защитить кожу от солнца — советы дерматолога
Сон новорожденного: что нужно знать маме?