Простой рецепт, как вырастить успешного ребенка
Натали Керр Лоуренс из Университета Джеймса Мэдисона рассказывает, как правильно хвалить ребенка, чтобы вырастить его успешным, — слишком многие родители все делают неправильно.
То, как мы хвалим наших детей, имеет важные и долгосрочные последствия. Многие родители полагают, что хвалить способности детей — хорошо, потому что это повышает их уверенность в себе и самооценку, что, в свою очередь, позволяет добиваться успеха. Однако исследования говорят о том, что если мы хвалим ребенка за его способности, это может убить в нем желание учиться и развиваться, держаться в случае неудачи — и соответственно, его шансы на успех.
Установка на постоянство и установка на рост
Ученые обнаружили, что существуют две фундаментальные установки, которые влияют на то, как человек воспринимает мир. Установка на постоянство — вера в то, что твои качества, типа ума и физических способностей, высечены в камне и не могут измениться. Ты либо умный, либо нет. Ты либо спортивный, либо нет. Установка на рост — вера в то, что твои качества можно развивать посредством усилий, правильной стратегии и помощи со стороны других людей.
Эти две установки влияют на то, как человек воспринимает успех и неудачи. Люди с установкой на постоянство полагают, что успех объясняется способностями, а провалы — недостатком способностей. В результате такие люди уходят от сложностей, потому что не хотят рисковать и совершать ошибки, а также плохо выглядеть со стороны.
Люди с установкой на рост объясняют провал недостатком приложенных усилий или навыков — вещей, которые можно изменить. Когда они терпят неудачу, они не считают себя неудачниками. Они верят, что ошибки — это проблемы, которые можно решить.
Понятно, что установки влияют на успех в учебе, на работе, в отношениях и многих других сферах жизни.
Как похвала влияет на установки
Похвала способностей ребенка усиливает установку на постоянство. Если после успеха ребенка мы хвалим его способности (говорим, что он умный после того, как он получил пятерку), это сигнал о том, что успех объясняется способностями, а неудача, соответственно, — недостатком способностей. Дети начинают боятся провалов и сдаются, столкнувшись со сложностями.
Керр Лоуренс приводит в пример известный эксперимент. Ученые дали пятиклассникам ряд умеренно сложных задач из теста на коэффициент интеллекта. Всех детей похвалили за их результаты, только одну группу детей хвалили за их ум — «Ничего себе результат, у тебя видимо отличные способности», а другую группу детей похвалили за приложенные ими усилия — «Очень хороший результат, видно что ты очень старался». У детей в первой группе появилась установка на постоянство. Потерпев неудачу в ходе второго раунда очень сложных задач, они потеряли мотивацию и плохо справились с третьим раундом, где задачи были легче. Дети, которых хвалили за усилия, развили установку на рост и справились с неудачей. Их мотивация и успехи не пострадали.
Как развить установку на рост
Что же делать, если хвалить за способности не следует? Ученые следуют хвалить за процесс. Когда ребенку что-то удается, нужно похвалить процесс, который привел к успеху.
«Я заметил, как ты серьезно готовился к контрольной по английскому. Оно того стоило!»
«Вот, научилась кататься на велосипеде! Круто, что после каждого падения ты вставала и снова пыталась поехать — до тех пор, пока у тебя это не получилось».
«Очень красивая картина. Мне понравилось, что ты экспериментировал с разными цветами».
Если ребенок терпит неудачу, не нужно хвалить его за приложенные усилия в качестве «утешительного приза» («ты сделал все возможное!»). Вместо этого нужно побудить ребенка учиться на своем опыте.
«Знаю, что ты готовился к этому диктанту. Давай может попробуем какие-то другие способы выучить слова».
«Шедевр не рисуется с первой попытки. Продолжай практиковаться. С каждым разом будет получаться все лучше».
Неудачи и провалы открывают гигантские возможности для роста. Не лишайте своего ребенка этих возможностей, не бойтесь предлагать немного конструктивной критики.
Что насчет детей, которым все дается без усилий? Не хвалите их. Вместо этого побуждайте их браться за все более и более сложные задачи.
Берегитесь фальшивой установки на рост
Концепция установок начала набирать популярность среди родителей и учителей, однако многие ее понимают совершенно не так, как следует. Они считают, что за усилия ребенка нужно хвалить вне зависимости от результата, а это не так. Похвала за усилия бессмысленна, если ребенок терпит неудачу.
Родитель должен хвалить процесс, который привел к успешным результатам, и связывать этот процесс с результатом. Усилия — часть процесса обучения, однако это не единственная его часть. Мы должны учитывать стратегии поведения ребенка, помочь ему понять, как они повлияли на результат («Ты по-разному пытаешься удержаться на велосипеде и если ты не перестанешь пробовать, в какой-то момент ты поймешь, как это делается!») Если ребенок добивается успеха, похвалите стратегию. Если он терпит неудачу, помогите найти другую стратегию.
Лучший способ вырастить успешного ребенка — научить его любить сложности и ошибки, наслаждаться процессом, искать новые пути и стратегии и продолжать учиться.
Дина Мингалиева