Гиперактивный ребенок – что это значит для родителей?

в избранное
Гиперактивный ребенок – что это значит для родителей? 1

На вопросы Мамы.Ру ответила Екатерина Каширская, руководитель детского психологического центра "Образование в развитии"

Активный или гиперактивный?

«Гиперактивность» стала настолько модным словом, что многие родители спешат чуть что сказать о своем 2-3 летнем малыше «он у нас гиперактивный» и даже, зачастую, гордятся этим.

Подвижность, интерес к окружающему, непоседливость, любопытство – это естественные проявления характера малыша и его стремления к познанию окружающего мира. В то время как гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВ), которые часто сочетаются друг с другом – это неврологическо-поведенческие расстройства, которые проявляются ближе к 6-7 годам и по-настоящему мешают ребенку учиться и адаптироваться в жизни.

Поэтому активность малыша, его тягу побегать и поиграть, если она не мешает ему развиваться согласно возрасту и узнавать новое, не нужно называть гиперактивностью. Но если вы замечаете, что малыш не любит и не может слушать сказки, не умеет сосредотачиваться на играх (поиграл минуту и бросил), постоянно требует вашего внимания – это повод проконсультироваться с психологом, чтобы проблемы внимания не стали для него препятствием в дальнейшем.

В каком возрасте диагностируют гиперактивность?

Гиперактивным детям трудно адаптироваться, проблемы начинают возникать в связи с началом систематического обучения – на подготовительных занятиях перед поступлением в первый класс или уже в школе. Такому ребенку трудно понять, в чем заключается роль школьника: отличить допустимое поведение от недопустимого, он плохо умеет ладить с детьми и учителем, не может организовать свою работу на уроках и дома, да и просто «высидеть» стандартный урок, проявляет чрезмерную активность там, что это не уместно – не на спортивной площадке, а в классе при решении задач.

Поэтому если в дошкольном возрасте неусидчивость не особенно беспокоит родителей, то при поступлении в школу на первый план выступают проблемы обучения и нарушения внимания. Именно в этот период родители чаще всего обращаются за консультацией к специалистам. В возрасте 6-7 лет эти проблемы становятся критичными для ребенка.

Стоит знать, что дефицит внимания, гиперактивность часто идут в комплексе с какими-то другими проблемами – трудностями в обучении, страхами, проблемами неврологического характера (затрудненной координацией движений, нарушениями моторики), они могут быть побочной реакцией на какое-нибудь лекарство, которое принимает ребенок.

Екатерина Каширская: «В нашей стране родители сами решают, когда отдавать ребенка в первый класс. В результате в школу приходят как дети, которым только что исполнилось 6 лет, так и те, кому уже скоро будет 8. Перед тем как принимать решение о готовности к школе, всегда лучше проконсультироваться со специалистом. Нейропсихолог может провести, в том числе, и диагностику процессов внимания и определить:
• степень готовности ребенка к систематическому обучению;
• подходит ли ему та школа, которую выбрали для него родители (скажем, у них есть желание отдать ребенка в гимназию со сложной программой, но специалисту ясно, что малыш не сможет её осилить);
• какая корректирующая программа поможет сгладить особенности ребенка, с тем, чтобы он пришел в школу без серьезных проблем. В зависимости от проблемы, возможно, порекомендует обратиться к другим специалистам: детскому психологу, неврологу, логопеду-дефектологу».

Признаки дефицита внимания и гиперактивности

Есть ли у ребенка синдром дефицита внимания или гиперактивность или нет, может определить только специалист. Но для того, чтобы обратиться к нему, родители должны понять, насколько импульсивность и неумение сосредотачиваться мешают ребенку реализовать свои возможности и адаптироваться в саду, школе и любом другом коллективе.

Какие ситуации должны насторожить родителей и могут стать поводом для обращения к нейропсихологу? По-настоящему беспокоить может поведение, которое явно выделяет его среди сверстников, мешает ему в учебе и общении и – что очень важно - не проходит со временем, по крайней мере в течение полугода и не зависит от места его нахождения – то есть он одинаково ведет себя и дома, и в школе, и в гостях:

1. Невнимательность:

• ребенку всегда трудно сосредоточиться на задании или игре;
• он часто теряет вещи, забывает про обычные ежедневные дела (убрать кровать, одеться, умыться и т.п.);
• слушает невнимательно, даже когда обращаются лично к нему;
• выполняя задания: не может сам организовать порядок своих действий, часто отвлекается (попить, посмотреть в окно и т.п.), часто не соблюдает условия задания и не доделывает его до конца.

2. Импульсивность:

• ребенку трудно дождаться своей очереди: он начинает отвечать, не дослушав вопроса до конца, перебивает других, влезает в чужие разговоры, кричит «с места» на уроках, ему тяжело играть в игры с правилами, которые предполагают, что нужно что-то делать строго по очереди.

3. Гиперактивность:

• ребенку трудно успокоиться – он ерзает на стуле, перебирает пальцами, почесывается;
• слишком много разговаривает;
• встает тогда, когда нужно сидеть (на уроке, например), не может играть или отдыхать спокойно, постоянно бегает «как заведенный», залезает везде, даже если это неуместно.

Екатерина Каширская: «Задача специалиста, который работает с ребенком, имеющим описанные нарушения, состоит в том, чтобы помочь ему адаптироваться к тем условиям, в которых он находится (программе школы, конкретному уровню нагрузки). Методы корректировки при этом могут быть совершенно разными, в зависимости от разновидности проблемы:
• когнитивно-поведенческая терапия;
• социальная поддержка;
• медикаментозное лечение (оно может дополнять, но не заменять другие методы работы). Важно понимать, что ни психолог, ни психоневролог не могут назначать ребенку прием каких-либо препаратов, решение о необходимости такой поддержки принимается вместе с медиками (неврологом).

Основные принципы построения коррекционных занятий:
• необходимо структурировать окружающую среду (гиперактивному ребенку, как никому, другому важен порядок);
• важно давать малышу наглядное представление важной информации, наглядное представление о времени;
• много говорить с ним вслух (в том числе описывать то, что происходит в данный момент);
• в рамках когнитивно-поведенческой терапии ребенка обучают технике решения проблемы, способам деления задач на части, составлению плана и проверке ошибок.

Как любое другое расстройство, гиперактивность и дефицит внимания могут сопровождаться новыми «всплесками» в более старшем возрасте, поэтому, как правило, таких детей специалисты наблюдают вплоть до окончания школы».

в избранное
Расскажите друзьям:
Комментарии (8):
Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
OxsanaSergeevna 12.06.2012 22:29 #

Боюсь, что частенько такая "гиперактивность" -результат некоторой педагогической запущенности. До школы родители мало обращают внимания на некоторые симптомы, а в школьном возрасте корректировать их сложнее. Обычно родители не в состоянии организовать ребенку четкий режим, распорядок дня. А он более всего необходим таким детям.

Ира33 06.09.2013 16:09 #

Гиперактивность - это, конечно, проблема для родителей! Но с ней можно бороться! знаю по собственному опыту. Сын, прямо вертушка был, постоянно отвлекался, забывал, терял вещи.. И при этом смышленый и умный мальчик. что только нам не советовали от валерьянки до похода к невропатологу. Выбрали дополнительные курсы по развитию интеллекта и памяти. На первый взгляд казалось не наше, но на курсах научили собранности, умению концентрировать внимание, усидчивости, научили быстро запоминать, вообще, просто ребенок изменился. И вот , что я могу посоветовать, если ваш ребенок активный и беспокойный , погодите бегать по врачам, кричать и давить на ребенка, лучше найдите образовательный центр и походите на подобные курсы, их сейчас по Москве много. Мы ходили в "Президентскую школу".

asyakru 17.02.2016 11:36 #

да, гиперактивным деткам очень тяжело учиться в школе, они как правило отстают в знаниях, у них нет усидчивости, внимания.

olenkary 17.02.2016 11:40 #

да, я согласна. Очень несладко приходится родителям и их гиперактивным деткам. Когда моя дочь пошла в первый класс, у нас начался очень сложный период в жизни. Дочка не хотела заниматься, не сидела ни минуточки на месте, какие-то безпричинные капризы начались у нее с походом в школу. Тогда нам врач порекомендовал успокаивающий мармелад зайчонок, это аналог сиропа, но только в виде забавных зайчиков. Мармелад оказался полностью натуральный. Нам он очень помог. Сейчас мы уже во втором классе, занимаемся с удовольствием.

Соня74 15.03.2016 19:46 #

Спасибо за статью

Фурсеева 15.03.2016 22:14 #

интересная статья

мамаИра5 16.03.2016 17:18 #

Вот у меня дочурка точно гиперактивная, мы вроде к этому спокойно относимся или привыкли, а вот в садике и на детских площадках бывают проблемы. Моя же на месте не сидит, как заведенная носится, и бывает, что может кого-то задеть, либо мамочки жалуются. Нам посоветовали давать ей успокаивающий сироп зайчонок. Принимали 2 недели, дочке сироп понравился, ведь он на основе натуральных соков. Знаете, нам помог, доча стала спокойнее, усидчивее и с детками нормально играется и дружит.

olenkary 24.06.2016 01:09 #

у нас таже история, причем младший ребенок намного спокойнее и послушнее старшего.

asyakru 24.06.2016 01:14 #

И мы столкнулись с таким понятием как гиперактивность. У нас сын очень гиперактивный, в садике не сидит на месте, вскакивает из-за стола, раскидывает игрушки. Даже воспитатели стали жаловаться нам на поведение нашего ребенка. И днем он не мог уснуть из-за сверхэмоциональности. Тогда, подруга посоветовала дать ребенку успокаивающий сироп зайчонок. Мы три недели давали сиропчик сыну. И нам он помог: ребенок стал спокойнее, усидчивее, воспитатели перестали жаловаться на его поведение.

Для того, чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Другие материалы
Вредные привычки у детей
Каждый раз, когда у вас возникает желание сказать: “Не бери пальцы в рот!”, спрашивайте себя: “А почему он сейчас это делает?”
Грусть
Ре­бе­нок, так же как и взрос­лый, име­ет пра­во грус­тить, пе­ре­жи­вать. Но, если эта грусть не проходит месяцами - возможно, речь идёт о депрессии. Ро­ди­те­лям не­об­хо­ди­мо преж­де все­го по­нять, что про­ис­хо­дит.

Прямой эфир